МААМ-картинки

«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех

Ирина Кутуева
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех

Тема: «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Кутуева Ирина Фатыйховна,

воспитатель МБДОУ ДСКВ №17 «Ладушки»,

г. Нижневартовск,

Организация педагогического процесса с детьми младшего дошкольного возраста предполагает поиск и использование различных форм образовательной деятельности, которые будут отвечать принципу интеграции образовательных областей и комплексно-тематическому принципу его построения, обозначенных в федеральных государственных требованиях.

Публикация «„Интеграция образовательных областей „Коммуникация“ и „Художественное творчество“ в процессе использования нетрадиционных тех» размещена в разделах

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Педагогическая модель организации взаимодействия изобразительной и речевой деятельности, ориентированная на гармонизацию общего развития детей, позволит педагогу самостоятельно проектировать задачи и содержание образовательной деятельности на интегративных принципах.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи (В. С. Безрукова, Г. М. Добров, В. М. Максимова, О. М. Сичивица, И. П. Яковлев и др.) понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Интеграция художественной и речевой деятельности младших дошкольников - это целенаправленный взаимообратный перевод информации с речевых понятий на художественный образ в целях порождения в сознании детей культурных и личностных смыслов.

Коммуникативная компетентность младшего дошкольника проявляется в свободном диалоге со сверстниками и педагогом с помощью речевых и неречевых средств (жест, мимика). Стремление к речевому взаимодействию в сочетании с чувством собственного достоинства являются ценнейшими качествами личности ребенка, которые будут способствовать и дальнейшей гармонизации его отношений с окружающим миром.

Художественно-творческая компетентность, как способность к созданию нового продукта, который отличается оригинальностью, и вариативностью. Активная познавательная позиция, готовность к спонтанным решениям, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, развитое воображение придают процессу создания продукта творческий характер.

Таким образом, в процессе педагогической интеграции изобразительной и речевой деятельности младших дошкольников процесс обучения изобразительной деятельности приобретает более высокий общеразвивающий потенциал, который проявляется в повышении творческой активности дошколят и реализуется в целостном образовательном процессе на основе комплексно-тематического планирования, проектирующего содержание и формы педагогической деятельности с младшими дошкольниками. Педагогическая интеграция позволяет уже на ранних этапах образовательного процесса выявлять индивидуальные способности ребнка, формировать адекватный образ «Я».

Педагогическая модель художественно-речевой интеграции основывается на том, что речевое познание детьми младшего дошкольного возраста наиболее гармонично осуществляется в изобразительной форме. Поэтому способность к рисованию может рассматриваться как основная интегрированная способность ребенка. Эта способность направлена на гармонизацию ребенка в процессе создания индивидуального творческого продукта в разных видах художественной деятельности.

Вопросы практической интеграции в педагогическом процессе нашли свое отражение во многих научных работах (С. М. Арефьева, С. Ю. Бурилова, В. В. Гузеев, В. А. Кленикова, В. М. Панфилова, В. Б. Синников, С. Ю. Страшнюк и др.). Практическая интеграция подразумевает использование различных приемов, методов и путей обучения.

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской изобразительной и речевой деятельности.

В комментариях к ФГТ Н. В. Фединой, О. А. Скоролуповой раскрываются разные аспекты интеграции :

1) интеграция содержания и задач образовательных областей;

2) интеграция видов деятельностей;

3) использование адекватных форм для решения задач двух и более образовательных областей;

4) использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Наш детский сад работает по программе «Детство», где большое внимание уделено вхождению ребенка в мир социальных отношений. Многие разделы программы подразумевают содержательное общение с окружающими людьми, участие в ситуациях, объединяющих детей общей деятельностью. Уже с 3-его года жизни одна из приоритетных задач - «вступать» в контакт с окружающими, используя речевые средства, формировать первые умения культуры общения. Высокий уровень усвоения программы младшими детьми предполагает активность в речевом общении с воспитателями и сверстниками, инициативу в речевых контактах. Но в программе нет методического сопровождения для реализации этих задач.

Вашему вниманию предлагается опыт реализации проекта «Веселые ладошки».

Анализ системы работы с детьми третьего года жизни по использованию нетрадиционных техник рисования для развития речи показывает, что в реализации содержания работы находит отражение комплексно-тематическая модель образовательного процесса и принцип интеграции таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Художественное творчество».

В основе работы группы младших дошкольников лежат следующие принципы:

- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.

- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.

- общедидактический принцип - наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.

- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.

Организационными формами работы группы являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.

Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.

Такое объединение дает хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.

На примере реализации темы «Разноцветная зима: дикие животные» рассмотрим разные аспекты интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество».

Первый аспект - интеграция содержания и задач образовательных областей.

Содержание проекта «Веселые ладошки» соответствует образовательной области «Коммуникация», направленной достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи через пальчиковые и дидактические игры, загадки, стихи.

Содержание образовательной области «Художественное творчество», направленное на решение следующих задач: а) развивать умение узнавать и называть цвета (синий, желтый, красный, зеленый, размер (большой и маленький, мелкую моторику рук, навыки аккуратного обращения с материалом; б) формировать умение обмакивать кисть в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, проводить прямые горизонтальные линии; в) закреплять умение держать кисть тремя пальцами чуть выше металлической части.

Пальчиковые и дидактические игры служат примером интеграции содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество», поскольку направлены на достижение целей развития у детей познавательных интересов, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей. Примером могут служить следующие дидактические игры, направленные на развитие монологической речи - разрезные картинки с проговором названия животного, загадки с иллюстрациями отгадок на макете Красной книги (региональный компонент, игра «Подскажи словечко», «Разноцветный сундучок», «Волшебные превращения», «Антонимы».

Дополнительно используются различные пальчиковые гимнастики по теме «Разноцветная зима: дикие животные», влияющие на развитие умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание: «Кто спит зимой?», «Зимние забавы», «Круглый год», «Дикие животные», «Белочка», «Мишка спит», «Еж и ежата».

Второй аспект интеграции - интеграция детских деятельностей. В процессе использования дидактических и пальчиковых игр происходит интеграция :

а) игровой и коммуникативной (пальчиковая игра, сопровождаемая проговариванием потешек и коротких стихов о диких животных);

б) музыкально-художественной и двигательной (пальчиковые игры и слушание соответствующей музыки);

в) игровой, познавательной и музыкально-художественной деятельностей (пальчиковая гимнастика под музыку, сопровождаемая имитационными движениями).

Третий аспект интеграции - использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей. Работа в логике интегративного подхода позволяет :

- создать ситуацию, стимулирующую творческий потенциал личности, который проявляется в творческом усилии и реализации ребенком собственной индивидуальности (область «Художественное творчество»);

- продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии со взрослым, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; развитие свободного общения со взрослыми и детьми то есть решать задачи области «Коммуникация».

Четвертый аспект интеграции - использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Применительно к использованию дидактических и пальчиковых игр - это слушание детьми художественных текстов, сопровождающих игры, не только для решения задач образовательной области «Чтение художественной литературы», но и в качестве средства для обогащения образовательного процесса : образовательной области «Коммуникация» (чтение потешек, загадок, стихов о диких животных).

Таким образом, в процессе использования дидактических, пальчиковых игр, загадок, стихов может быть успешно реализован принцип интеграции образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В основе работы группы младших дошкольников лежат следующие принципы:

- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.

- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.

- общедидактический принцип - наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.

- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.

Организационными формами работы группы являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.

Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.

Такое объединение дает хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей на занятиях физической культурой. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Интеграция образовательных областей в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога Как только ребёнок приходит в детский сад, он попадает в необычную обстановку. В изучении индивидуальности каждого ребёнка важен тонкий.

Интеграция образовательных областей в процессе деятельности (младший дошкольный возраст) Интеграция образовательных областей в процессе деятельности (младший дошкольный возраст) «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать.

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями в рамках реализации ФГОС Выступление на районном семинаре воспитателей ДОУ по теме: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями.

Использование интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в занятиях с детьми 3–4 лет Образовательные задачи к образовательной области "Коммуникация". Речевое общение: - налаживать общение на разнообразные темы, в том числе.

Сценарий досуговой деятельности с интеграцией образовательных областей «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» Воспитатель высшей квалификационной категории Корельская Светлана Николаевна, г. Северодвинск, МБДОУ №47 "Зеленый огонек". Цель: Создать.

Конспект занятия с интеграцией образовательных областей в младшей группе «У меня живет котенок» Цель: продолжать знакомить детей с домашним животным – котенок, с отличительными особенностями внешнего вида, чем питается. Задачи: -развитие.

Отчет-презентация «Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей» Интеграция образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО «Все, чему учат человека,.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» и интеграция задач по развитию изобразительного творчества В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования понимание содержания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Кутуева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 16:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД