Папки-передвижки

Инновационные подходы к организации социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников

Людмила Тонконог
Инновационные подходы к организации социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников

Инновационные подходы к организации социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

• научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

• процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

Публикация «Инновационные подходы к организации социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников» размещена в разделах

• деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

• концептуальность;

• системность;

• управляемость;

• эффективность;

• воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

• логикой процесса,

• взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Хочется отметить, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь».

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты, эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.

Основные направления реализации образовательной области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

Развитие игровой деятельности;

• Патриотическое воспитание;

• Трудовое воспитание;

• Формирование основ безопасного поведения.

Современные образовательные технологии:

• Здоровьесберегающая технология;

• Технология проектной деятельности;

• Информационно-коммуникационная технология;

• Личностно-ориентированная технология;

• Игровая технология;

• Кейс-технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Классификация здоровьесберегающей технологии:

-медико-профилактическая;

-физкультурно-оздоровительная;

-обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;

-здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;

-образовательная;

-обучение здоровому образу жизни;

-педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, спортивные праздники и т. п. Все эти игры тоже направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них требует изучения правил, построение взаимоотношений в детском коллективе во время игры, выполнение требований и правил игры с целью дальнейшего продолжения взаимодействия между её участниками.

Технология проектной деятельности.

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов:

-исследовательско-творческие;

-ролевые, игровые;

-ознакомительно-ориентировочные (информационные);

-практико-ориентированные (прикладные);

-творческие.

Информационно-коммуникационная технология.

Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.

Использование компьютерной технологии помогает:

-привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

-делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

-формировать информационную культуру у детей;

-активизировать познавательный интерес;

-реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;

-активизировать социально-коммуникативные навыки у детей.

Личностно-ориентированная технология.

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Принципы личностно-ориентированной технологии:

-Построение доверительных отношений с ребёнком.

-Общение с ребенком на равных.

-Уважение личности и достоинства ребёнка.

-Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.

Игровые технологии.

Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Важнейшие функции игр:

-развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-коммуникативная: освоение диалектики общения;

-терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных коммуникативных способностей;

-межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

-социализация : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, эффективность использования педагогических технологий в образовательной работе по социально-коммуникативному развитию дошкольников зависит от уровня специальных знаний и умений педагогов, реализации современных технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования современных технологий в работе по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Особое внимание следует обратить на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Развитие речи» предполагает:

· владение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря;

· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

· развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Основные задачи развития речи : воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Однако существуют и риски в применении данного опыта. В первую очередь возрастают требования к воспитателю, не достаточно методической литературы. Использование некоторых технологий требует больших временных затрат, необходимого программного обеспечения, заинтересованности родителей, как полноценных участников образовательного процесса.

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании :

· научные исследования;

· социокультурная среда –потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;

· творческая вариативность педагогов;

·заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

Технологии речевого развития :

• проектная деятельность

• технология портфолио

• исследовательская деятельность

• игровые технологии

• информационно-коммуникационные технологии

• технология проблемного обучения

• альтернативные технологии

Грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду

- создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Таким образом, при условии правильного организованного

педагогического процесса с применением игровых технологий, речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем»Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем» Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества,.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Настольные игры — ходилки для социально-коммуникативного развития дошкольниковНастольные игры — ходилки для социально-коммуникативного развития дошкольников Настольная игра «Ходилка», это самая азартная и интересная игра для детей всех возрастных групп. Она помогает не только скоротать досуг,.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы к организации социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников
Опубликовано: 24 января 2024 в 13:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные подходы к организации социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тонконог на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД