Папки-передвижки

Информационные технологии в коррекционной работе с детьми имеющими отклонения в развитии

Нина Жидкова
Информационные технологии в коррекционной работе с детьми имеющими отклонения в развитии

«У каждого ребенка внутри есть свободное место,

и если мы не заполним его чем-то увлекательным,

интересным и полезным для него,

он сам заполнит его чем-то увлекательным,

интересным и, возможно, вредным»

Теодор Рузвельт

Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память, мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Урок является основной формой организации учебной работы в школе, это часть педагогического процесса.

Публикация «Информационные технологии в коррекционной работе с детьми имеющими отклонения в развитии» размещена в разделах

Урок – гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приёмы обучения.

Форма – это определённый способ построения урока. Учитель может организовать познавательную деятельность учащихся в традиционной и нетрадиционной форме. Структура, содержание, методические приёмы традиционного урока строго определенные. Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных необычной структурой, содержанием, приёмами педагогической техники. В нетрадиционных уроках представлены только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные приёмы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект – субъектные отношения. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Каждый урок является этапом в формировании знаний, умений, навыков, в развитии положительных качеств у учащихся. Но при этом каждый урок должен характеризоваться целостностью, завершенностью, решать конкретную образовательную задачу.

Структурой урока называется соотношение и последовательность проведения этапов урока, способствующих решению поставленных задач. Для каждого типа урока сложилась определенная структура.

Все элементы нестандартного урока направлены на коррекцию недостатков умственного развития, а так же на развитие высших психических функций. В процессе обучения необходимо развивать речь, память, мышление, внимание, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

В структуре нетрадиционного урока обязательным является и наличие элементов здоровье и психосберегающих технологий : пальцевые упражнения-активизаторы, гимнастика зрения и слуха, игротерапия, глазодвигательные упражнения, динамические паузы, релаксация и другие.

Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, они помогают преодолевать трудности в учёбе. Кроме этого нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.

Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков принимает участие не только учитель, но учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок.

Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается

даже у самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипности в обучении, сделать урок радостным и интересным. Учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. Строгой структуры нет, зависит от творчества и импровизации. Нетрадиционные формы зависят от специфики предмета.

В специальном образовательном учреждении для стимулирования интереса к учению можно использовать нетрадиционные уроки. Это уроки-конкурсы (КВН, викторины, смотр знаний идр.); уроки-драматизации (спектакль, концерт, утренник и др.); интегрированные уроки; уроки в игровой форме; уроки-путешествия. Все эти уроки также реализуют дидактические развивающие и воспитательные задачи урока.

Цель нетрадиционных уроков:отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

использование коллективных форм работы;

привитие интереса к предмету;

развитие умений и навыков самостоятельной работы;

активизацию деятельности учащихся;

при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

становление новых отношений между учителем и учениками.

ЗАДАЧИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:

1. Систематизация и закрепление знаний учащихся;

2. Ликвидация пробелов в знаниях;

3. Проверка уровня усвоения учащимися понятий и законов;

4. Установление связей между понятиями с целью приведения их в систему;

5. Развитие познавательной активности и интересов к предмету.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ :

Увлекательная форма урока и активизация процесса обучения

Развитие операций синтеза, анализа, обобщения

Развитие коммуникативных навыков общения и положительных межличностных отношений

Снятие эмоциональной и физической замкнутости

Но надо заметить, что при выборе нестандартных уроков нужна мера. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Каждая форма и приём педагогической техники, применённые на уроке должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования в условиях коррекционно-развивающего обучения.

1. При отборе той или иной формы, приёма необходимо обязательно учитывать уровень познавательных способностей определённого класса, должны учитываться индивидуальные особенности учащихся и осуществляться дифференцированный подход к использованию того или иного приёма.

2. Методика использования формы, приёма должна быть чётко продумана учителем, скрупулезно отработана совместно с учащимися, только тогда она даёт положительные результаты для активизации учебной деятельности учащихся и мотивирует их к учению.

Провожу нетрадиционные уроки не чаще одного - два раза в четверть, обычно при завершении, какого либо раздела. Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, лекция) использую при изучении нового материала.

При подготовке и проведении нестандартных уроков учитываю особенности детей с проблемами в развитии. Задания подбираю в доступной и нестандартной форме, что способствует поддержанию интереса «особых» детей на протяжении всего урока.

Остановлюсь на некоторых из представленных форм нетрадиционных уроков.

Урок-игра способствует:

1. Активизации и развитию познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т. д.)

2. повторению и закреплению знаний, приобретаемых на уроках.

3. Расширению кругозора и культуре речи учащихся.

4. Созданию деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.

5. Совершенствованию сочетаний индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

6. Использованию дифференцированных заданий, позволяющих даже «слабым» учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.

В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровая форма проведения урока всегда привносит удовлетворение всем его участникам, способствует повышению качества учебного процесса. Выполнение заданий осуществляется как индивидуально, так и командой. Индивидуальные задания вносят в игру элемент состязательности, повышают активизацию обучения. Выполнение заданий командой позволяет развивать межличностные отношения, способствует сплочению коллектива. На уроке происходит раскрепощение личности ученика: преодолевается неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества, как самостоятельность и коммуникабельность.

Интегрированный урок.

Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНСРазвивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС Ко Дню первых в истории автогонок. Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС.

Библиотека изображений:

Публикация Информационные технологии в коррекционной работе с детьми имеющими отклонения в развитии (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Жидкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Информационные технологии в коррекционной работе с детьми имеющими отклонения в развитии
Опубликовано: 21 марта 2022 в 17:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД