МААМ-картинки

Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

волкова ольга
Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель Волкова О. В.

2019 г.

Пояснительная записка

«Рука- это своего рода внешний мозг» Э. Кант

О том, что движения руки тесно связано с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, они сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока – ворона», «Сорока – белобока» и др.

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. Вспомним сказанное И. П. Павловым: «развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обеих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана мышлением». Развитие функций обеих рук повышает уровень организации и распределения их между левым и правым полушариями мозга. Левое полушарие ответственно за формально – логическое мышление и речь. Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражении мира в формах искусства.

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Письмо- это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Предлагаемые игры- упражнения учитывают особенности физиологии детского организма, дают возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему (в частности речевой центр, который находится в непосредственной близости с двигательной областью коры головного мозга) и способствуя ее развитию.

Значение развития мелкой моторики :

1. Формирует положительные эмоции.

2. Снимает тревожность.

3. Развивает речь.

4. Помогает в навыках самообслуживания.

5. Развивает память, мышление, воображение.

Актуальность данной программы заключается в том, что она помогает в решении следующих моментов:

1. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка к школе. Ежегодно количество детей с задержкой развития речи увеличивается. Это можно проследить по результатам мониторинга.

2. Адаптационный период.

В этот период у детей наблюдается повышенная тревожность.

3. Низкий навык сформированности самообслуживания.

Дети затрудняются застегнуть и расстегнуть пуговицы, пальчики не слушаются.

4. Недостаточная компетентность родителей в вопросах развития своего ребенка.

Родители не знают, что именно необходимо развивать в ребенке, не знают возрастные особенности детей. Данная программа позволяет сформировать у родителей знания в вопросах развития своего ребенка, поможет направить наше совместное сотрудничество на то, чтобы помочь детям в развитии навыков самообслуживания.

Нормативно-правовая база:

Программа построена с учетом изменений, касающихся вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, что регламентируется и обеспечивается следующими нормативно-правовыми документами:

1) ФЗ №273 от 29.12.2012г.

2) Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г.

3) Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г.

4) Постановление Главного государственного санитарного врача №26 от 15.05.2013г. (СанПиН 2.4.1. 3049-13)

5) Постановление Правительства РФ №662 от 5.08.2013г.

6) Приказ Министерства образования и науки РФ №1014 от 30.08.2013г.

7) Приказ Министерства образования и науки РФ №462г от 14.06.2013г

Программа модифицированная, рассчитана для детей от 3 до 6 лет. Моя программа разработана на основе методического пособия Н. Л. Стефановой, Н. А. Лукиной «Наши пальчики играют». Характер освоения: развивающий, обучающий, воспитывающий. Срок реализации - 3 года. По каждому году обучения представлены:

Задачи обучения и предполагаемые результаты к концу года;

Перспективно-календарное планирование.

Мониторинг моторного и речевого развития детей.

Форма организации образовательного процесса : подгрупповая, индивидуальная.

Включение средств развития мелкой моторики в разнообразные формы -организации детей :

Утренние сборы;

Игровая деятельность;

Режимные моменты;

Праздники, развлечения;

Организованная образовательная деятельность детей.

В содержании программы учтены возрастные особенности детей. Все игры подобраны в соответствии с возрастом и распределены по принципу «от простого к сложному».

Продолжительность занятия 15 – 20 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Новизна данной программы:

1. Обучение детей проводится с трехлетнего возраста;

2. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с лексической темой;

3. Разработан мониторинг определения уровня развития, мелкой моторики руки

4. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети работают с бумагой, с шаблонами, с пайетками, бусами,с крупами, песком, с массажными мячиками, пробками, пуговицами, пластилином, счетными палочками. Ребенку предоставляется возможность выбрать понравившийся ему материал и решить проблему. Это позволяет развить воображение детей, знакомиться с разными материалами.

В работе с родителями:

1. Использование разнообразных форм работы с родителями (представлен план по данной теме)

2. Разработан цикл родительских собраний, направленных на знакомство со средствами и способами развития мелкой моторики

3. Разработаны консультации, сообщения, рекомендации для родителей по формированию мелкой моторики рук и подготовки к письму

Цель программы: повысить уровень речевой компетентности ребенка; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

1. Вызвать интерес к пальчиковым играм, формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки.

2. Развивать уверенность ребенка в навыках самообслуживания, учить правильно держать карандаш, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.

3. Стимулировать речевое развитие детей, активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой.

4. Развивать память, мышление, воображение, зрительно-моторные координации.

5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем

пространстве.

6. Формировать навыки учебной деятельности:

Умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

Умение действовать, повторяя показанный образец и правило

7. Создать необходимые условия для развития мелкой моторики у детей

8. Повышать педагогическую компетенцию у родителей по данной теме

9. Мотивировать родителей к созданию условий и развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Программа опирается на следующие принципы:

Систематичность и взаимосвязь учебного материала.

Тесная взаимосвязь развития речи, познавательных интересов и моторики.

Постепенность перехода от наглядно- действенного и наглядно- образного к вербально- логическому мышлению.

Принцип дифференцированного подхода.

Результат:

1. В группе создан уголок «Наши пальчики играют», пополнение игрового материала.

2. Развитые мышцы руки.

3. Повышение речевой активности у детей.

4. Эмоциональный комфорт детей.

5. Повышение педагогической культуры родителей.

6. Появление уверенности и самостоятельности ребенка.

Приемы и методы, используемые на занятиях:

Игра;

Наглядные и словесные методы;

Наблюдение, беседы;

Анализ результатов деятельности;

Учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально-положительный настрой.

Первый год обучения (3-4 года)

Задачи обучения:

1. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.

2. Формировать навык правильной осанки за столом при выполнении графических

упражнений.

3. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук.

4. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги).

5. Развивать зрительно-двигательную координацию.

6. Формировать умения проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.

Показатели развития к концу первого года обучения.

1. Дети должны выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;

2. Показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;

3. Захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в емкость.

4. Проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии., ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.

5. Соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнять по просьбе взрослого указательный или большой пальцы.

Второй год обучения (4-5 лет)

Задачи обучения:

1. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

2. Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

3. Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции.

4. Формировать специфические навыки в действиях рук: захват предметов указательным типом хватания, графические навыки.

Показатели развития к концу второго года обучения.

1. Брать мелкие предметы указательным типом хватания;

2. показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать.

3. Проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины:

4. изображать круг, волнистую линии.

5. раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

Третий год обучения (5-6 лет)

Задачи обучения:

1. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к веточкам листья, и т. д. ; размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями; обводить по контуру простые предметы; проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги; штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы.

2. Продолжать учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.

3. Формировать умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка; индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами

Показатели развития к концу третьего года обучения.

1. Застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде.

2. выполнять игровые упражнения для пальцев с речевым сопровождением.

3. проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб

4. обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы линия была плавной

5. штриховать простые предметы сверху вниз

Направления в работе с семьей:

1. Информационно-аналитическое.

Цель: сбор информации по теме (анкетирование, опрос, беседа).

2. Информационно- ознакомительное.

Цель: знакомство родителей с работой детского сада по развитию мелкой моторики ( организация выставок детского творчества: - рисование, лепка, аппликация, фотоколлажи, показ презентаций, где дети развивают мелкую моторику, приглашение на семинары, досуги, развлечения).

3. Информационно-просветительское.

Цель: вооружить родителей знаниями по данной теме (консультации, индивидуальные беседы, тематические рекомендации, папки-передвижки, родительские собрания).

4. Совместная деятельность.

Цель: вызвать интерес родителей к развитию мелкой моторики у детей (организация конкурсов, выставок, совместная деятельность родителей и детей на различных мероприятиях)

Список литературы :

1.

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ: Астрель, 2006.

2.

Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. : АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.

3.

Гаврина С. Е., Кутявина И. Л. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

4.

Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. – Издательство «Гном и Д», 2007.

5.

Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями». – М. : «Гном и Д», 2010.

6.

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М. : «Гном и Д», 2012.

7.

Методическое пособие Н. Л. Стефанова, Н. А. Лукина Наши пальчики играют.

8.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Р-н/ Д: Феникс, 2007.

9.

Солнцева Е. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М. : АСТ: Астрель, 2007.

Месяц

Тема

Задачи

Краткое содержание, виды деятельности

Словарь

Кол-во часов в неделю

Октябрь

Игрушки

Учить распознавать и выбирать такой же по величине предмет. Формировать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке. Развивать зрительное внимание. Обучать ритмичному нанесению точек по всей странице. Активизировать словарь по теме.

Игры с разрезными картинками (2-3 части); «Собери игрушки» (дети собирают колечки по возрастающей и убывающей величине); «Мячи для котят» (лепка из пластилина);

«Что спряталось в комочке?» (разглаживание бумажных комочков с контурным изображением игрушек);

Упражнения: «Игрушки» (самомассаж);

«Рисуем на песке», «Определи на ощупь», «Гном и дождик» (наносят на страницу вокруг гномика синие точки- дождик);

Пальчиковая гимнастика;

Подвижная игра.

Мяч, кубик, кукла, мишка, машина, играть, колесо, бросать, большой, маленький, такой же, точка.

1

Части тела и лица

Развивать умение действовать в такт словам, ориентироваться на листе бумаги. Формировать ловкость пальцев рук. Обогащать словарный

запас

Упражнения: «Водичка» (игры с водой, самомассаж); «Втыкалочки» (палочки с наклеенной на них бумажной одеждой- «человечки», из пластилина –«головки»; дети надевают на них палочки- получаются «человечки»); «Нарисуем волосы» (наносят штрихи);

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»

Подвижная игра

Голова, рука, глаз, рот, ухо, спина, живот, волосы, умываться, одеваться, причесываться

1

Ноябрь

Одежда

Совершенствовать умения двигать пальцами в соответствии с текстом, показывать по очереди указательный и средний пальцы на поверхности стола. Учить ритмичному нанесению точек и проведению горизонтальных линий на ограниченном пространстве. Активизировать словарь по теме.

Упражнения: «Разложи по порядку»; «Большая стирка» (игра с водой, самомассаж); «Сушим одежду» (шнурок, изображение одежды с отверстиями); «Ваня ходит по дорожке» (дощечка с пластилином, крупа, зерно); «Застегни одежду» (пуговицы, молнии); «Платье в горошек» (нанесение точек);

Пальчиковая гимнастика;

Подвижная игра.

Брюки, рубашка, платье, кофта, куртка, шапка, шарф, носки, рукава, карман, пуговица, одеваться, стирать, сушить, пушистый, гладкий, шершавый.

1

Обувь

Развивать координацию движений рук при работе с пластилином. Совершенствовать чувствительность кончиков пальцев через определения на ощупь предметов с различной поверхностью. Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием стихотворных текстов. Формировать умение рисовать круги. Расширять словарь по теме

Упражнения: «разложи обувь парами»; «Тапки- лапки» (рисование кругов «помпонов» на тапочках).

Игры: «Шнуровки»

Пальчиковая гимнастика «Мы купили кошке к празднику сапожки»

Игры с разрезными картинками (2-3 части)

Ботинки, туфли, тапки, сапоги, помпоны, обувать, прыгать, бегать, круг

1

Декабрь

Новый год

Учить выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определенных действий. Учить ритмично наносить точки и рисовать круги. Проводить горизонтальные и вертикальные линии. Развивать речь

Игры: «Чудесный мешочек» (елочные игрушки); «Елка из лесу пришла» (выкладывание елки из палочек по образцу);

Упражнения: «Праздник елки» (самомассаж с грецким орехом, круговые движения под текст) «Снегопад в лесу» (разложить «снежки» на трафарет елки из бархатной бумаги) «Наша елка высока» (рисование точек, кругов, прямых горизонтальных линий).

Елка, иголки, ветка, снежки, шарик, сосулька, шишка, снегопад, большой, маленький, наряжать, украшать, зеленая, пушистая.

1

Мебель

Продолжать учить рисованию вертикальных линий, формировать навык закрашивания готовых изображений. Закрепить умение выполнять движения кистями рук по подражанию. Учить выкладывать контуры предметов из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

Упражнения: «Это мебель» (выкладывание из палочек предметов мебели); «Маленький стульчик» (дорисовать ножки –прямые вертикальные линии, закрасить)

Игры: «Волшебные жгутики» (выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру)

Пальчиковая гимнастика «Стол стоит на толстой ножке»

Игра с разрезными картинками (2-3 части)

Подвижная игра.

Стол, стул, кровать, спинка, ножки, шкаф, полка, лежать, сидеть, отдыхать

1

Январь

Посуда

Учить выполнять движения кистями рук по подражанию и использованием соответствующих стихотворных текстов. Вырабатывать умение раскатывать кусочек пластилина между ладонями. Учить ритмично рисовать маленькие круги на ограниченном пространстве. Расширять словарь по теме.

Упражнения: «Сорока варит кашу» (самомассаж); «Сервиз для куклы» (нанизывание бумажной посуды на проволоку); Ловкие ручки» (закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках); «Украсим тарелочку желтыми колечками» (рисование кругов на ограниченном пространстве);

Игра «склеим чашку» (разрезные картинки из 2-4 частей)

Тарелка, чашка, ложка, вилка, есть, пить, накрывать, мыть, круглый.

1

Февраль

Домашние птицы

Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Формировать умения наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии. Активизировать словарь. Вырабатывать умения ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук, обогащать сенсорный опыт.

Упражнения: «Разрезные картинки» (из 3 частей голова, туловище, хвост); «Птичьи следы» (рисование на песке)

Игры: «Сухой бассейн) (найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом); «Покормим птиц» (захват и пересыпание зерен в емкость); «Уточки –малюточки» (рисование горизонтальных волнистых линий)

Курица, петух, утка, цыпленок, утенок, гусь, крылья, клюв, голова, след, корм, кормить.

1

Домашние животные

Развивать умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальцы обеих рук; Продолжать учить детей ритмично наносить точки, закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме.

Массаж пальцев «Киска» (провести мягкой щеткой по ладони)

Игра: «Шаловливый котенок» (сматывание ниток в клубок);

Упражнения: «Кот мурлыка» (выкладывание мордочки кота из геометрических фигур); «Нарви травки для козочки» (мелко порвать зеленую бумагу); «На лугу пасутся ко…» (рисование точек, закрашивание готового изображения);

Пальчиковая гимнастика «Щенок»

Корова. Собака, щенок, кот, коза, рога, шаловливый, пасутся, бодаются.

1

Март

Мамин праздник

Закреплять выполнять движения кистями рук по подражанию. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладонями, по столу). Совершенствовать умения проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки. Развивать речь

Самомассаж «Ладушки» (шестигранный карандаш);

Упражнения: «Рисуем цветы» (с использованием песка); «Угостим мамочку» (лепка из соленого теста); «Бусы для мамы» (шнурки, бусины); «Платочек для мамы» (рисование точек, мазков, прямых и горизонтальных линий);

Координация речи с движением: «Подарок маме»

Пальчиковая гимнастика «Бусинки- горошинки»

Подарок, угощение, дарить, поздравлять, праздник, мама

1

Дикие птицы

Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию, познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании. Закреплять навык работы с разрезными картинками. Учить захватывать мелкие предметы щепотью и раскладывать их в емкости. Закреплять умение закрашивать готовые изображения, не выходя за контур рисунка. Расширять активный словарь по теме.

Упражнения6 «Сорока варит кашу» (самомассаж середины ладони); «Покормим птиц» (сортировка зерен гороха и фасоли); «Сидит ворон на дубу» (закрашивание готового изображения)

Игра с разрезными картинками «Стайки»

Подвижная игра «Ворона»

Пальчиковая гимнастика «Птенчики»

Воробей, голубь, сорока, ворона, клюв, крылья, хвост, стая, зерно, корм, гнездо, клевать, кормить, маленький.

1

Апрель

Дикие животные

Закреплять умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением, закреплять названия указательного и большого пальцев. Совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения

Упражнения: «Ежик потерял колючки» (силуэт ежа, прищепки); «Белочка и грибочки» (нанизывание пуговиц на нитку); «Зайчик- побегайчик» (рисование длинных вертикальных линий, закрашивание готового изображения

Массаж «Белка» (кусочки меха проводить по наружной поверхности кисти от кончиков пальцев до запястья в такт словам)

Подвижная игра «Зайка»

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» (персонажи пальчикового театра)

Лиса, волк, белка, ежик, колючки, мягкий, большой, маленький, прыгает, грызет

1

Транспорт

Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности. Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладонями и подушечками пальцев). Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по показу взрослого, проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения.

Самомассаж «Еду к деду» (шестигранный карандаш)

Упражнения: 2Собери колеса для машины» (шаблоны машины, колеса пуговицы); «Грузим камешки в грузовик» (собрать рассыпанные камешки с ковра); «Грузовик камешки везет» (рисование округлых и прямых линий, закрашивание готовых изображений).

Пальчиковая гимнастика «Колесо»

Подвижная игра «Грузовик»

Автобус, машина, грузовик, корабль, дорога, кузов, руль, сиденье, едет, плывет

1

Май

Лето

Обучать составлению узоров и фигур из мелких предметов (спички, палочки, геометрические фигуры). Продолжать формировать навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов. Закреплять умения проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения

Публикации по теме:

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-классИндивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)»Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:

Публикация Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем волкова ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 января 2021 в 14:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД