МААМ-картинки

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Галина Отарбаева
«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

«Сказки, сказки»

Программные задачи. Учить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры. Учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определенными значками.

Игры : «Зверюшки на дорожках», «Сложи узор», «Позади огород» (см. Венгер П. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».)

Занятие 1. «Репка»

Публикация «„Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Программные задачи. Развивать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки, развивать умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Материал: фланелеграф (2 шт., фигуры персонажей, изображения дома, огорода, заместителя персонажей сказки (полоски разной длины).

План занятия:

1. Разобрать уже известную детям сказку (по вопросам).

2. Рассказать детям сказку, распределяя фигурки персонажей, на первом фланелеграф и их заместители на втором фланелеграф.

3. Еще раз рассказать сказку – дети самостоятельно составляют наглядную пространственную модель. (см. Дошкольное воспитание. 1993, 11.)

Занятие 2. «Три медведя»

Программные задачи. Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки; умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Материал: фланелеграф (2 шт., фигуры персонажей и изображения деревьев, домика, заместители персонажей сказки (полоски разной длины или кружки разной величины).

План занятия:

1. Рассказать детям сказку.

2. Организовать этюд «Как ходят медведи».

3. Организовать игру, «Какой медведь идет по лесу» (дети смотрят на фланелеграф с бумажными полосками или кружками и на другом фланелеграфе располагают фигурки медведей в том же порядке, что и бумажные полоски, затем самостоятельно моделируют сказку.

Занятие 3. «Рукавичка» («Теремок»)

Проводятся так же, как два предыдущих (с использованием кружков или полосок одного цвета, но разной величины).

Занятие «Колобок»

Программные задачи. Развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (цвету).

Материал: кружки одинаковой величины, но разного цвета: колобок – желтый кружок, заяц – светло-серый, медведь – коричневый, лиса – оранжевый, волк – темно-серый кружок (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Чтение и обыгрывание сказки «Колобок».

План занятия:

Воспитатель вместе с детьми обговаривает цвет кружка – заместителя персонажа (например, колобок - из теста, аппетитный, вкусный, круглый, поэтому желтый). Воспитатель рассказывает сказку – дети с помощью кружков составляют ее наглядную модель.

Занятие «Лиса, заяц и петух»

Программные задачи. Продолжать развивать умение подбирать заместители по данному признаку (цвету). Учить строить модель сказки по ходу ее изложения.

Материал: кружки одинаковой величины, но разного цвета (белый, оранжевый, серый, коричневый, красный).

План занятия.

Воспитатель. Сегодня мы будем играть в сказку, хорошо вам знакомую, но сначала обозначим кружком определенного цвета каждый персонаж. Какого цвета может быть лиса? Заяц? Петух?.

Воспитатель рассказывает сказку, а деть с помощью кружков «разыгрывают» действия, описываемые в ней.

Занятие «Ступеньки доброты»

Программные задачи. Учить детей передавать свое отношение к поступкам героев; формировать свое представление о справедливости, скромности.

Материал: изображения героев сказок: «Колобок» и «Лиса, заяц и петух», панно с изображением лестницы (демонстрационное, кружки – заменители (на каждого ребенка).

План занятия.

Воспитатель показывает изображения персонажей сказок, дети называют их, находят их на «ступенька доброты». (см. «Дошкольное воспитание. -1994,№5). Бабушка – добрая (на красной ступеньке, лиса – злая (на черной ступеньке).

Занятие «Зимовье зверей»

Программные задачи. Учить подбирать заместители по заданным признакам (величины, цвету); продолжать учить передавать свое отношение к поступкам героев.

Материал: иллюстрации к сказке; заместители (кружки разной величины и разного цвета); «ступеньки доброты».

План занятия.

Дети по иллюстрациям узнают сказку, вспоминают ее героев, подбирают для каждого персонажа заместитель (самостоятельно).

Воспитатель рассказывает сказку, дети разыгрывают описываемые в ней действия с кружками. В конце занятия организуется игра «Ступенька доброты».

Занятие «Шкатулка со сказками»

Программные задачи. Развивать умение подбирать к заместителям соответствующие им персонажи.

Материал: кружки разного цвета и разной величины; полоски одного цвета, но разной длины.

План занятия.

Перед началом игры надо вырезать из бумаги несколько (8-10) кружков разного цвета и сложить их в коробку, а коробочку прикрыть платком. Шкатулка со сказками готова. Предложить ребенку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. Например, если ребенок вытащил зеленый кружок, то можно предложить рассказать сказку про кузнечика, про зеленый лист, про огурчик… после того как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит, кто это или что это такое, и продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий. После того как бедет рассказана одна сказка, все кружки собираются и можно рассказать следующую. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история и чтобы ребенок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.

Литература.

«Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Книга для воспитателей и родителей. / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агетевой. -М. Просвещение. 1991 г. С. 38.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей младшей группы «Добрые дела маленьких сказочников» Содержание организованной деятельности детей. 1. Образно-игровое развитие. 2. Создание мотивации помощи героям сказки. 3. Связная речь.

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Самостоятельного анализа ситуации или объекта; Развитие децентрации.

Библиотека изображений:

Публикация «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Отарбаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 октября 2014 в 18:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД