Получи документы

Конспект занятия «Игра-путешествие по Древней Руси»

Мочалова Татьяна
Конспект занятия «Игра-путешествие по Древней Руси»

Цель: Формирование духовно-нравственной основы личности дошкольников.

Задачи:

- Обучающие: расширять знания детей об истории Древней Руси, формировать у детей представление о жизни и быте русского народа, о его традициях и обычаях.

Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, материалом из которого она строилась. Дать представление о предметах быта, их назначении: чугунок, печь, ухват, деревянные ложки, сундук, самовар. Знакомить с историей национального костюма, с особенностями его внешнего вида: рубаха- косоворотка, порты, лапти, сарафан, кокошник. Формировать представление о

Публикация «Конспект занятия „Игра-путешествие по Древней Руси“» размещена в разделах

- Развивающие: развивать связную речь детей, обогатить словарный запас исконно-русскими словами: славяне, изба, чугунок, печь, ухват, оберег, сундук, самовар, рубаха, порты, лапти, кокошник, посиделки. Развивать творческое воображение, образность речи. Продолжать развивать умение задушевно и напевно петь русские народные песни.

- Воспитательные: формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей. Воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа.

Методы: словесный, демонстрационный, практический.

Материалы и оборудование к занятию : интерактивная доска, презентация к занятию, интерактивная игра, настольная игра «Угадай, как называется», аудиозапись русских народных песен. Русские народные костюмы для каждого ребенка: девочки – сарафан, рубаха, косынка; мальчики – рубаха-косоворотка, порты. Макет избы, скамья, прялки, балалайки, сундук, подвески-обереги (куклы- закрутки, матрешки, деревянные ложки, игрушки: дымковские, хохломские, жостовские подносы.

Ход занятия

Ребята, На улице зима, но в окошко уже заглядывает солнышко, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

А я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я очень люблю играть и общаться с вами, люблю наш детский сад, нашу группу, наш город,нашу страну, мою Родину?

Ребята, а что такое Родина?

Родина -это, где я родился, мой дом, мой город, моя семья!

-Как называется наша Родина?

-Россия

Правильно, Россия- это наша Родина. Наша страна самая большая в мире. В ней очень много городов, сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Как называлось наше государство раньше?

Русь

А как называли русских людей, которые жили жили на Руси (Славяне)

Ребята,а почему такое странное название (Потому, что славные, хорошие, добрые, гостеприимные, хлебосольные)

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем?

Настоящее

А как будет называться время,которое уже прошло?

Прошлое

Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?

Нет

Почему вы так думаете?

Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.

Да! А, где, на чём, у нас в группе можно показать, что время движется только вперёд. (Правильно, часы.) (Поразмышляем о том, можно ли вернуть то, что уже было, придем к выводу, что время как река, течет только вперед, но мы в состоянии вспомнить о том, что было с нами раньше).

Как же мы можем отправиться в путешествие? (Варианты детей) Сегодня у нас необычное передвижение – путешествие во времени. По волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. А любые пути открываются словами. Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо прочесть заветные слова и повернуть стрелки часов назад (Зрительная гимнастика)

Дети вместе с воспитателем повторяют слова с движениями:

Закрываем мы глаза - вот такие чудеса.

Время убегает – в прошлое нас возвращает.

Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай.

Головою не крути- только глазками смотри.

Ты налево посмотри

Ты на право посмотри

Вверх, вниз-в прошлом окажись!

Пришло время готовиться к выходу в прошлое.

Презентация «Древняя деревня, русская изба»

Ребята,мы оказались в русской деревне

Посмотрите, дети, что это за здание?

Это дом наших далеких предков-славян.

Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. “Семья сильна, когда крыша одна”, – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. Предки называли называли свою Родину деревянной Русью. Почему?

Посмотрите, из чего строили жилище.

Из дерева, бревен.

Правильно! Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода

Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен?

Крестьянский дом, срубленный из бревен, назывался избой.

Давайте заглянем внутрь избы-горницы

Дидактическая настольная игра «Угадай, как называется»

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Мебель (столы, лавки,, люльки) сундуки

-Ребята посмотрите, вот и сундук. Давайте откроем и посмотрим что в нём?

-Ребята в нём одежда, а вы хотели бы её примерить?

Знаете ли вы, откуда бралась одежда? ( Дети :варианты ответов.)

Из чего делали одежду (Из шерсти животных, из растительных материалов)

Легко ли создавать одежду? (Ответы детей.)

Я согласна. Это очень долгий и трудоёмкий процесс. В старину одежду шили из льняной ткани и это был очень долгий процесс.

Я предлагаю вам сейчас воссоздать,как появлялась одежда.

Игра на интерактивной доске «Собери по порядку»

Угадайте,пожалуйста загадку

Стригли, щипали, а после чесали

Чисто, пушисто, к доске привязали (пряжа и прялка)

Давайте представим,что мы оказались в русской избе во время того, как там пряли

Попевка «Позолоченая прялица»(Девочки поют за прялками, мальчики играют на балалайках)

Уж, ты прялица, кокорица моя

Золотою краской выкрашу тебя

Буду прясть,да попрядывать

По беседушкам похаживать

Позолоченая прялица,

мы прядём, а нитка тянется.

Мы прядём,а нитка тянется,

Нам работа наша нравится

Какая необычная одежда была у наших предков, посмотрите расшита узорами. А вы знаете,для чего так одежду украшали? Послушайте сказку

Сказка

«Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

Молодцы старые люди-не боялись никакого труда,да и петь были,мастера и поговорить. А смогли бы мы жить среди этих людей? Скорее всего нет,так как язык бы мы совсем и не поняли.

Дети : Так мы знаем!

Игра «Угадай что обозначает слово»

Молодцы! Ребята, кроме одежды в сундук было принято класть всё самое ценное,дорогое сердцу. А ещё часто это были игрушки, люди на Руси их делали сами. Скажите, а какие старинные игрушки вы знаете?

Дети: Матрёшки свистульки, дымковские игрушки

Правильно, славился народ русский своими мастерами

Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято делать куколки-обереги

Загадки (Дети среди куколок находят верную)

Белый день сменяет ночка.

Народится сын иль дочка.

И в кроватку для порядку

Малышу кладут (Кувадка)

***

Будет мир да лад в семье,

Хлеб да каша на столе.

Эта кукла всем на диво

Гречкой и пшеном набита. (Крупеничка)

***

Соберешься в дальний путь,

Эту куклу не забудь! Она в пути помощница – Кукла… (подорожница)

***

Эта куколка для дела,

Чтоб хозяйка всё успела: Щи сварить и подмести, Воду с речки принести, Ребятишек накормить,

За грибами в лес сходить, С корнем вырвать сорняки

Да украсить рушники. Столько дел, лишь успевай! Ну-ка, кукла, помогай! (Десятиручка)

Молодцы ребята! В старину говорили :

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» .Ребята,а какую ещё обрядовую куклу вы все хорошо знаете?

-Масленица. Да, молодцы И служила она она обрядовой куклой к празднику проводов зимы и встрече весны.

Ребята, вы знаете, что каждому времени года приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. А чтобы зима не гневалась и ушла по - хорошему и в свой положенный срок, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы

Вот послушайте загадку:

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Масленица.)

-Выходи честной народ в масленичный хоровод.

Славно погуляли! А теперь пора возвращаться. Сначало нам надо переодеться и перевести стрелки волшебных часов времени вперёд.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова с движениями:

Закрываем мы глаза - вот такие чудеса.

Время убегает – в настоящее нас возвращает.

Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай.

Головою не крути- только глазками смотри.

Ты налево посмотри

Ты на право посмотри

Вверх, вниз, в настоящем окажись.

Ну вот мы и дома. Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что вы узнали и изучили нового? Чем отличается современный мир от прошлого? Что общего? Ой ребята совершенно случайно вместе с нами переместился вот этот ларец. Посмотрите, в нём для вас подарки!

Публикации по теме:

«Путешествие с «Арго». Сценарий спектакля по мотивам мифов и легенд Древней Греции для детей старшего дошкольного возраста Л. В. Рыбакова – музыкальный руководитель высшей категории ДО «Мосфильмовское» Шуваловской гимназии №1448 «ПУТЕШЕСТВИЕ С «АРГО»Сценарий.

Календарное планирование «Путешествие в прошлое. Как жили на Руси» Тема данного планирования появилась не случайно. Для детей старшего дошкольного возраста характерно интересоваться тем, что и как было раньше.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект занятия «Игра-путешествие в сказку «Колобок»Конспект занятия «Игра-путешествие в сказку «Колобок» Конспект занятия «Игра –путешествие в сказку «Колобок»». в 1 младшей группе Цель: Способствовать духовно нравственному воспитанию детей,.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возраста Цель: создание условий для приобщения детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Образовательные задачи:.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Игра-путешествие по родному краю Игра-путешествие по родному краю. Цель. 1. Закрепить представления о родном городе, дать более полное представление об источниках, возникновению.

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Игры и забавы в древней Руси» Паспорт проекта: Вид проекта: творческо - исследовательский. Продолжительность: сентябрь – ноябрь. Участники: дети старшей группы, воспитатели.

Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси»Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси» Занятие по окружающему миру. Тема: «Дегустация чая». Цель: познакомить детей с процессом приготовления чая; дать представление об основных.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Игра-путешествие по Древней Руси» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мочалова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Игра-путешествие по Древней Руси»
Опубликовано: 22 мая 2022 в 13:48
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД