Лучший педагог года

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Кустова Виктория
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «Роль процесса социализации в социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации».

В настоящее время проблема приобщения дошкольников к социальному миру остается одной из главных в процессе формирования личности ребенка. Перед педагогами стоит задача воспитания самостоятельной, целенаправленной личности с саморегуляцией собственных действий; с усвоением норм и правил, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развивающей общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Игра как средство социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно в период детства закладываются основы социальной компетентности. От того как она осуществляется именно в этом возрасте, зависит качество последующего развития ребенка.

В ее формировании ведущую роль играют семья и детский сад, являясь первичными и центральными институтами социализации. Образовательные функции этих институтов различны, но только в совокупности они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в социум.

Главной задачей социализации ребенка считается развитие социально активной личности, способной к творческой деятельности, к самореализации и устойчивая гармоничная система отношений к другим людям, обществу, труду и к себе.

Развитие ребенка дошкольного возраста в образовательной деятельности должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации. На сегодняшний день, для ДОО важным является вопрос о создании условий для позитивной социализации-индивидуализации ребенка в условиях ДОО. Его приоритетным условием является организация педагогического пространства, с учетом задач и хода развития индивидуальных качеств ребенка.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить роль процесса социализации в социально-педагогической деятельности.

Объект исследования: рассмотрению подлежит вопрос о том, как проходит процесс социализации детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: выявить ее роль в социально-педагогической деятельности.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы процесса социализации и социально – педагогической деятельности в ДОО.

2. Определить уровень сформированности социализации старших дошкольников МДОУ «Детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида» города Оленегорска.

3. Разработать и экспериментально проверить комплекс средств, направленный на повышение уровня социализации детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если в процессе социализации применять специально подобранный комплекс средств социально - педагогической деятельности педагогических работников, то уровень социализации детей старшего дошкольного возраста повысится.

Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы: анализ научно-методической литературы, проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили теоретические основы процесса социализации и социально – педагогической деятельности в ДОО. Обобщив мнение психологов и педагогов, раскрыта сущность понятия социализация и ее виды; цель, содержание и особенности социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации; специфика процесса социализации детей дошкольного возраста; рассмотрена игровая деятельность детей и её влияние на их социализацию. Имело место наблюдение за детьми (в образовательной деятельности, в игровой, самостоятельной и в режимных моментах). Проводилось тестирование; педагогический констатирующий и формирующий эксперимент; сравнительная обработка данных.

В дошкольном возрасте, у детей ведущей деятельностью является – игра. И социализация ребенка тоже осуществляется, прежде всего, в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Игра выступает как средство социального и психического развития, способ общественного усвоения действительности. Особое место уделяется тем играм, которые дети придумывают сами - это сюжетно-ролевые игры и творческие. В них дети отражают события, вещи, ситуации из реальной жизни и деятельности родителей и других взрослых. Такие игры позволяют производить в психике ребенка качественные изменения, в них дети тренируют социальные проявления, учатся взаимодействию со сверстниками, соизмеряют свои возможности с возможностями других детей, учатся выстраивать отношения, т. е. сотрудничать.

Был проведен эксперимент, в котором принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.

Исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе – проанализировав научную литературу, определили цель, объект и предмет исследования, гипотезу. Провели тестирование для определения уровня социализации детей старшего дошкольного возраста.

Для диагностики социализации старших дошкольников было подобрано три методики, которые отвечают содержанию данного процесса: «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р. Р. Калинина; методика А. М. Щетининой «Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» и для выявления особенностей эмоционального состояния ребенка использовали опросный лист Н. Артюхиной, А. М. Щетининой.

В результате тестирования был выявлен средний уровень сформированности игровых навыков у всех детей (100%, что не соответствует данному возрасту. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета, длительность игр была небольшой.

Культура поведения этих детей распределилась по трем уровням: высокий уровень -4 ребенка (26%, средний-10 детей (67%, низкий- 1ребенок (7%).

Диагностика эмоционального состояния ребенка показала, что 5 детей эмоционально благополучны(33%, у 8 вполне эмоционально благополучны(53%, у 2 детей эмоциональный фон нарушен.

На формирующем этапе, подобрали комплекс сюжетно-ролевых игр, обогатили предметно-пространственную среду группы для повышения заинтересованности детей и вовлечение их в игру. Игра «путешествие».

На этапе контрольного эксперимента провели повторную диагностику старших дошкольников по трем методикам для выявления эффективности разработанного нами комплекса средств, направленного на повышение уровня социализации детей старшего дошкольного возраста. У детей произошли изменения в уровнях сформированности игровых навыков. У 4 (27%, детей уровень повысился со среднего уровня до высокого, средний уровень составил 73% это 11 детей, низкий уровень - отсутствует. В культуре поведения тоже произошли изменения: уровень повысился у троих детей, со среднего на высокий и составил 7 детей (47%, средний уровень составляет 8 человек (53%, низкий уровень отсутствует.

По результатам сравнительной характеристики эмоционального состояния детей произошли положительные изменения: высокий уровень -10 детей (67%, средний -5 детей (33%, низкий отсутствует.

Проанализировав результаты проделанной работы можно сделать следующий вывод: уровень социализации детей старшего дошкольного возраста, после проведенного нами эксперимента, вырос, что позволяет нам судить об эффективности подобранного нами комплекса средств.

Практическая значимость ВКР состоит в том, что материалы исследования позволят педагогам ДОО эффективнее осуществлять процесс социализации детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить.

Интерактивная игра как средство социализации дошкольников Как известно, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования оптимизировали качественные изменения в образовательном.

Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 1Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 1 Практико-значимая работа проектно-исследовательской деятельности «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного.

Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2 Глава 2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр 2.1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игрыСуществует несколько групп игр, развивающих.

Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей раннего возраста» Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей раннего возраста». Автор проекта: Воликова Наталья Николаевна – воспитатель.

Сказкотерапия как средство социализации детей раннего дошкольного возраста Сказкотерапия, как средство социализации детей раннего дошкольного возраста. Ребенок в сказке вырастает мудрым. И духом тверже и добрее.

Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей-дошкольников С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования,.

Традиции программы «Радуга» как средство социализации детей раннего возраста к условиям ДОУ Скулько Ольга Николаевна, воспитатель, Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Колокольчик», г. Шадринск.

Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Статья на тему "ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Технология сотрудничества как средство социализации детей дошкольного возраста Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается.

Библиотека изображений:

Публикация Игра как средство социализации детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кустова Виктория на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июля 2019 в 18:11
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД