Получи документы

Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Сомова Татьяна Георгиевна
Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Игра – это неотъемлемая часть обучения ребенка. Именно во время игр происходит активное развитие двигательных и коммуникационных навыков, органов чувств, умения понимать причинно-следственные связи.

Публикация «Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» размещена в разделах

Ребенок первых лет жизни учится во время игры. Младенец познает окружающий мир, слушая, рассматривая, трогая его и пробуя на вкус, а мама взаимодействует с ним и помогает, если это необходимо. Осознав себя, малыш изучает окружающие его предметы и людей, соотнося их с собой. Развитие координации движений глаз и рук позволяет ему начать исследовать предметы: он берет их и засовывает в рот, начинает узнавать форму и поверхность на ощупь, распознает их вкус – приятный он или неприятный. Физические возможности ребенка растут, тонкие движения рук совершенствуются, и главным источником информации становятся пальцы. Малыш начинает концентрировать внимание на том, что именно он делает руками. Сначала их действия случайны, затем ребенок повторяет их вновь и вновь, закрепляя навыки.

Игра для детей с ТМНР – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее. Причина - интеллектуальные, двигательные, сенсорные и другие нарушения. Только наша помощь, руководство и поддержка позволят ребёнку с ТМНР, у которого нарушено восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие, и пользу.

Игра – это неотъемлемая часть воспитания и обучения ребёнка. Именно во время игр происходит активное развитие двигательных и коммуникационных навыков, органов чувств, умения понимать причинно-следственные связи. С помощью игры ребенок познает окружающий его мир. Она несет в себе большую ценность в работе с детьми, так как эмоционально окрашена, за счет этого все процессы протекают наиболее активно.

В своей работе с детьми использую игры, направленные на обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной сферы, двигательных навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Так, тактильное восприятие (осязание) является одним из основных чувств, через которое мы получаем информацию извне. Для развития тактильного восприятия использую следующие игры:

Игра на формирование захвата.

Цель: Обучение захвату и удержанию предметов в руке (шарика, кубика, погремушки)

Положите какой либо предмет (например, погремушку) в руку ребенка и посмотрите, обхватил ли его ребенок рукой. Если ребенок не берет предмет, обхватите предмет пальцами. Подвигайте ручками в такт мелодии. Подвигайте погремушкой по запястью, по внутренней поверхности руки. Поводите предметами из различных материалов по внутренней поверхности руки и снова уберите. Это могут деревянные игрушки, кубик из ткани, шарик из смятой алюминиевой фольги, кубик из пластмассы, детское кольцо, связка ключей.

Игра «Подержи».

Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью.

Протяните ребенку свой палец. Погладьте внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помогите ему сжать руку. Тяните слегка, потому что рука сжата. Возьмите правую и левую – обе руки ребенка. Вращайте слегка своим пальцем в кулачке ребенка. Напевайте при этом какую-нибудь песенку, например:

«Варись, варись каша,

Будет кушать Маша…» и т. п.

Игры с массажными мячам

Цель: развитие тактильных ощущений

Прокатывайте массажным мячом по внутренней, внешней стороне ладони. Действия сопровождайте потешками, стихами. Например, мячик катится по мне.

Игра «Потряси»

Цель: Обучение манипулированием предмета.

Неваляшки, резиновая собачка или кошка, погремушка, к которой привязаны ленты шириной 2 см, длиной 20 см. Перед ребенком размещают на расстоянии 25-30см игрушки, а ленты от них протягивают ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Далее побуждают схватить любую из лент и потянуть к себе. Естественно, что игрушка приходит в движение. Ребенок может потянуть к себе и манипулировать ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ребенка снова действовать. Если ребенок не обращает внимания на ленту, воспитатель, вложив ее конец, в ладонь ребенка, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающие движение игрушки.

Игры с водой, с крупами, с природными материалами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т. д. позволяют расширить сенсорный опыт ребенка.

Зрительное восприятие играет важное значение в познании человеком окружающего мира, усвоении социального опыта, в формировании различных видов деятельности, в установлении контактов с другими людьми. До 90 % информации воспринимается человеком именно посредствам зрения.

Зрительное восприятие наших воспитанников характеризуется рядом особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его.

Для стимуляции зрительного восприятия используем яркие, контрастные, светящиеся предметы и игрушки. Побуждаю ребенка фиксировать взгляд на предмете или игрушке; на лице взрослого; на изображении. Дети положительно реагируют на игровые упражнения с фонариком, светящимися гирляндами.

Отдельно хочу сказать о важности развития коммуникативных навыков в игре. В связи с общим недоразвитием эмоционально-волевой сферы у детей с ТМНР владение коммуникативными навыками находятся на низком уровне.

В игре ребенок учится – взаимодействовать со взрослым или другими детьми (сотрудничать); проявлять свои эмоции; подражать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому или использовать невербальные способы общения.

Например, в своей работе использую всем известную игру «Ку-ку». Благодаря игре ребенок приобретает какие-то новые навыки, учится новым действиям. Эта игра не только забавляет ребенка, она еще и важна для развития его мозга.

Можно играть в нее по-разному :

-кто-то закрывает глаза руками,

- кто-то прикрывает лицо полотенцем,

-кто-то прячется за углами,

-кто-то закрывает ребенку глаза его же руками,

-кто-то прячет игрушки под одеялом, а потом стягивает его.

Игра в прятки способствует появлению новых ассоциаций или закреплению тех, которые уже у него сформировались. Способствует развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков ребенка, развитию поисково-ориентировочным действиям. Усложняйте каждый раз задачу, что бы ребенок развивал свое воображение и упорядочивал связи в своем мозгу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:

Публикация Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сомова Татьяна Георгиевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Опубликовано: 25 января 2021 в 18:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД