Папки-передвижки

Игра как фактор воспитания и развития дошкольника

Людмила Викторовна Гуляева
Игра как фактор воспитания и развития дошкольника

В связи с развитием технологий детские игры претерпевают изменения. Все больше и чаще родители позволяют свои детям часть времени проводить за компьютером, пользоваться планшетом или смартфоном. С одной стороны, такой подход к воспитанию способствует знакомству со сложными устройствами, за которыми стоит будущее. А с другой стороны, есть мнение, что увлечение техническими средствами мешает социализации и естественному развитию ребенка.

Публикация «Игра как фактор воспитания и развития дошкольника» размещена в разделах

При этом стоит помнить, что предметные и сюжетно-ролевые игры не теряют свою значимость для детей. В играх ребенок чувствует себя свободным. Игровые ситуации способствуют развитию познавательных процессов, усвоению социальных норм, обогащению ролевого репертуара, проживанию значимых эмоций.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития и воспитания детей дошкольного возраста посредством игры.

Объектом исследования является процесс развития и воспитания детей дошкольного возраста во время игры.

Предмет исследования - педагогические условия развития и воспитания дошкольников.

Гипотеза исследования – занятия, включающие в себя игровую деятельность, способствуют развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

К достижению поставленной цели будем двигаться путем решения задач исследования:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме игры как способа развития и воспитания детей дошкольного возраста;

2. Обозначить психологические характеристики дошкольников;

3. Определить и обосновать педагогические условия игровой деятельности как средства развития и воспитания дошкольников;

4. Разработать и апробировать педагогическую технологию, направленную на развитие и воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Практическая значимость работы заключается в том, что данную программу по итогам исследовательского труда можно применять как психологам на практике, так и педагогам дошкольного образования других ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.

Эмпирической базой нашего исследования выступили:

Воспитанники детского сада №1 Государственного бюджетного детского образовательного учреждения Петродворцового района старшей группы «Солнышко» в количестве 20 человек.

Игровая деятельность как никакая другая привлекает детей. Весь разыгрываемый мир, его объекты и отношения можно контролировать. В связи с ситуационной условностью возникает чувство свободы действия. Воображая, ребенок может стать пожарным или известной телезвездой, побывать на другой планете и в самых недрах земного шара, несмотря на то, что реальные обстоятельства еще не позволяют ему овладеть навыками и возможностями взрослых. Кроме того, дети при желании могут раз за разомвоплощать в жизнь события, которые их волнуют, переигрывать их на свой лад.

Рассматривая игру, как ведущую деятельность, можно выделить три этапа: усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями, усвоение социальных ролей, системы отношений и взаимодействий, усвоение способов конструирования сюжета.

Для проведения констатирующего эксперимента, мы систематически проводили с ребятами ДОУ № 1: занятия, включающие в себя игровую деятельность, а также создавали условия для сюжетно-ролевых игр.

Мы провели наблюдение и диагностику 20 воспитанников старшего дошкольного возраста по следующим показателям: творческая инициатива, инициатива как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная компетентность, любознательность.

Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов позволил оценить уровень развития творческой инициативы детей, инициативы как целеполагание и волевое усилие, коммуникативной компетентности, любознательности.

В результате проведенного эксперимента можно сделать вывод, что гипотеза исследования о том, что занятия, включающие игровую деятельность, способствуют развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, подтвердилась.

В связи с этим была разработан проект по включению в занятия игровые элементы:

Создание картотеки развивающих игр, подборка занятий, включающих игровую деятельность.

Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для развития : творческой инициативы, инициативы как целеполагания и волевого усилия, коммуникативной компетентности и любознательности.

Уникальность проекта заключается в том, что все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разнообразным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Ниже приведена их примерная структура.

1 этап. Цель - настроить детей на игровую деятельность, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основные средства — игры-приветствия, игры на знакомство, игры разминки.

2 этап. На эту часть приходится базовая смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры в парах, коллективные игры.

Внимание фокусируется на следующих условиях:

- развитие навыка творческой инициативы;

- стимулирование коммуникативной деятельности, используя проблемные ситуации;

- мотивирование детей к проявлению инициативы, активности;

- создание игровых ситуаций, стимулирующих познавательный интерес воспитанников.

Основные элементы:

• сюжетно-ролевые игры;

• подвижные игры;

• игры на развитие навыков общения; • игры-эксперименты.

3 этап. Цель - формирование у каждого воспитанника чувства уверенности в себе, самостоятельности и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. 35

В качестве примера предлагаем конспект занятия по развитию и воспитанию дошкольников с помощью игровой деятельности по мотивам сказки «Мешок яблок» В. Г. Сутеева.

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о сказке, стимулируя познавательный интерес.

2. Формировать умение обозначать тему игры, основных персонажей, последовательность действий, комбинировать эпизоды, комментировать происходящее.

3. Воспитывать умение проявлять активность, брать на себя инициативу.

4. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Ход занятия

Дети свободно располагаются в группе, воспитатель располагается в месте наибольшего скопления детей и организует совместную деятельность.

Сюрпризный момент:

(Звучит аудиозапись).

«Внимание, внимание, прослушайте радиосообщение. Только сегодня и только здесь открывается детский театр… (шум, шипение, запись прерывается)».

- Ребята, вы слышали радиосообщение? А я что-то ничего не поняла, давайте ещё раз послушаем. (Дети совместно с воспитателем прослушивают запись ещё раз).

Беседа о театре:

- Детский театр… как интересно! А вы любите ходить в театр, смотреть спектакли? Тогда нам обязательно нужно попасть в этот театр! Кто со мной? Тогда в путь! Подождите, а кто услышал, как называется театр и где он располагается? Что же делать, мы даже названия не узнали? Получается, что в театр мы не попадём? А мне так хотелось!

- Я, кажется, кое-что придумала! А если мы прямо здесь и сейчас сами откроем детский театр? Хотите?

- Итак, внимание, открывается театр детского сада. А как он называться

будет? (Дети придумывают и выбирают название). Где он будет располагаться? Где будет сцена? А зрительный зал? А костюмерная и гримерная?

- Теперь скажите мне, пожалуйста, какие театральные профессии вы знаете? Кто хочет быть актёром? А зрителями? А можно я буду режиссёром? Чтобы решить, какой спектакль мы будем показывать, нам надо вспомнить, какие произведения мы с вами читали, обсуждали, слушаю ваши предложения. (Воспитатель выслушивает всех по очереди). Итак, мы играем сказку «Мешок яблок», кто её автор, кто написал эту сказку?

Основная часть

Распределение ролей:

Вы все хотите быть актёрами, а мне нужны 2 помощника. Как быть?

Может кто-нибудь сам согласится?

Тогда я предлагаю вам распределить роли и обязанности по-честному.

Вытягивайте карточку и смотрите, какая роль вас ожидает. Ну что, актёры, проходите в костюмерную, надевайте костюмы. А мы с помощниками, тем временем, будем готовить сцену и декорации. 37

Дети самостоятельно выбирают и надевают заранее приготовленные костюмы, маски в соответствии с ролью. Освобождённые от роли дети помогают приготовить декорации — дерево с яблоками, кресло для мамы мыши.

Дети совместно с воспитателем воспроизводят содержание сказки.

Итоговая часть (анализ игры)

Вам понравилась наша игра в театр? Что вам больше всего понравилось? У меня на тарелочке есть карточки красного и зелёного цвета. Подумайте и вспомните, как вы выполняли свою роль, оцените себя: если вы хорошо справились со своей ролью и обязанностями — возьмите зелёную карточку, а если что-то вне удалось, и вы могли справиться лучше — возьмите красную карточку. Спасибо, я думаю те, кто взяли красную карточку в следующий раз будут очень стараться. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. Игра называется «Хвалишки». Начиная с меня, мы будем друг друга хвалить.

А я хочу вам от себя сказать «спасибо» и отметить, что вы сегодня играли очень дружно, поддерживали и помогали друг другу, с уважением относились к своим друзьям и гостям.

После эксперимента в основной группе дети стали более коммуникативно компетентными. Дети стали чаще договариваться о замысле игры и его воплощении, учитывать интересы партнера, делать попытки поддержания взаимодействия.

В контрольной группе коммуникативные навыки детей тоже получили небольшое развитие.

Согласно наблюдениям до эксперимента, воспитанники обеих выборок, проявляли любознательность следующим образом. Задавали вопросы, если что-то не знали или не понимали об определенных предметах и явлениях, делали попытки самостоятельно выяснить некоторые характеристики незнакомых объектов. Что соответствует среднему уровню развития познавательного интереса.

После эксперимента можно было наблюдать, как дети в основной группе начинают рассуждать об окружающем мире, присваивают символы абстрактным вещам (например, дети обозначали любовь сердечком).

В контрольной группе также произошло повышение среднего значения любознательности.

В результате проведенного эксперимента можно сделать вывод, что гипотеза исследования о том, что занятия, включающие игровую деятельность, способствуют развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, подтвердилась.

Список литературы

1. Дидактическая игра как средство умственного развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refoteka.ru/r-188638.html

2. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4.

3. Ермакова Е. А., Зайцева О. Ю. Особенности развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. - №4(7). – С. 20-23

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Игровые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Повар» как фактор полноценного развития ребёнкаИгровые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Повар» как фактор полноценного развития ребёнка Естественным и закономерным развитием ребёнка является игра. Это способ в короткое дошкольное детство познать окружающий мир, приобрести.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Библиотека изображений:

Публикация Игра как фактор воспитания и развития дошкольника (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Викторовна Гуляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игра как фактор воспитания и развития дошкольника
Опубликовано: 29 декабря 2022 в 23:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД