МААМ-картинки

Грамотные занятия вокалом в детском возрасте — это основа будущего профессионального формирования певца

Татьяна Г
Грамотные занятия вокалом в детском возрасте — это основа будущего профессионального формирования певца

Грамотные занятия вокалом в детском возрасте — это основа будущего профессионального формирования певца.

В последнее время занятия вокалом с детьми стали очень востребованы. Ведётся много споров, нужны ли детям профессиональные занятия с голосом или полностью положиться на природу и оставить их на послемутационный период?

Публикация «Грамотные занятия вокалом в детском возрасте — это основа будущего профессионального формирования певца» размещена в разделах

Всё больше специалистов в этой области склоняются к тому. что детям необходимы занятия пением, поскольку такие уроки дают большой положительный эффект. Пение — это наиболее простой и естественный способ приобщения ребёнка к музыке. Ведь все мы хотим, чтоб наш ребёнок развивался всесторонне. В том числе и эстетически. Опыт показывает, что пение приносит детям большое удовольствие и огромное количество позитивных эмоций. Сейчас существует огромное количество форм вовлечения детей в певческую культуру. Будь то эстрадный жанр, народный или классическое пение.

Стоит заметить, что всё вышесказанное возможно только при правильном обучении пению, основанном на знаниях возрастной физиологии и чуткой вокальной интуиции педагога.

Работа с голосом-это сложный процесс, который никогда не бывает быстрым. Голос -это живой инструмент, капризный, зависимый от множества факторов. Детский организм, как известно, податлив и восприимчив к любому воздействию. Очень важно изначально направить развитие певческих навыков в правильном направлении. Исключить формирование отрицательных привычек, которые могут привести к неправильной мышечной памяти, различным заболеваниям и даже к потере голоса. Поэтому очень важно грамотно подходить к вокальному воспитанию будущего певца на каждом этапе возрастного развития, руководствуясь индивидуальными способностями каждого ребёнка, степенью его одарённости и знаниями физиологического развития голосового аппарата ребёнка.

Обычно детский вокальный возраст разделяют на три периода, каждый из которых требует особого подхода со стороны педагога. Первый период -начальный (8-9лет, второй - традиционно называемый "расцветом детского голоса" (10-12 лет, третий - предмутационный (12-13 лет). С 13 лет начинается мутационный период. Но эти границы очень условны по понятным причинам, поскольку каждый организм индивидуален. А в условиях современной акселерации, у многих детей все периоды сдвигаются на более ранний возраст. Например, сейчас существует много вокальных студий, в. которые приводят детей в 5 и 6 лет. И они успешно занимаются пением в таком возрасте. Или на конкурсах можно услышать 14 летних подростков (девочек) с вполне сформировавшимся голосом : красивым, поставленным на дыхание и т. д. Но, всё-таки, существуют общие моменты занятий с детским голосом, которые хотелось бы отметить.

Начальный период. В раннем возрасте голос ребёнка отличается нежным и легким звучанием, которое часто называют "головным". Для него характерна небольшая сила звука и поэтому следует выполнять некоторые правила, которые способствуют сохранению детского голоса в этот период. Первое - это общение. Всегда нужно сохранять на занятиях здоровую психологическую обстановку, избегать стрессов, даже если что-то не получается. Второе -сразу приучать ребёнка к терминологии. Чаще использовать игровые приёмы во время занятий. Не нужно учить ребёнка, как взрослого, что может вызвать психические и физиологические зажимы. Сразу объяснять, что такое форсирование звука и пение на связках. Третье - во время занятий нельзя выходить за пределы естественного в этом возрасте диапазона. Обычно он составляет чуть больше октавы: си малой октавы - ми второй октавы. Наиболее удобна для работы первая октава, конечно, не без учёта индивидуальных данных ребёнка. Нужно избегать напряжённой тесситуры, крайних нот, слишком быстрых или медленных темпов. Важной стороной выбора репертуара является возможность понимания ребёнком того, о чём он поёт. Всё это помогает заинтересовать ученика и сделать занятия пением интересными и увлекательными.

Огромную роль играет распевание. Упражнения должны быть легкими для запоминания и пения. Распевки надо использовать в небольшом диапазоне с ровным голосоведением. Это может быть пропевание каких-либо слогов или словосочетаний, что позволяет одновременно работать над чёткостью дикции. На начальном этапе лучше использовать упражнения с нисходящим движением. Если у ребёнка напряжённо звучат верхние ноты его диапазона, то лучше начинать распевание с высоких нот головным (фальцетным) звуком и стараться сохранить этот приём пения до нижних нот. Необходимо заниматься распеванием таким образом до тех пор, пока у ребёнка не выработается определённая мышечная память и он не перестанет петь "на горле". Следует помнить, что распевки с большими интервальными скачками провоцируют поднятие гортани, что очень опасно на ранних этапах обучения вокальному искусству. Итогом занятий в начальный период должны быть: ровное голосоведение, свободное звукоизвлечение, активная артикуляция, отсутствие физиологической и эмоциональной зажатости. Главное, чему обязательно должен следовать педагог, - это принцип удобства певческого звукообразования. Помните, что удобство определяет правильность пения.

Огромную роль играет продолжительность занятий на начальном этапе вокального обучения. Она не должна превышать 30 минут чистого пения. Лучше разбить урок на интервалы по 10-15 минут, между которыми стоит дать ребёнку отдохнуть, переключив его внимание на другую деятельность, например, слушание музыки или просто общение с ребёнком на интересующие его темы. Применение всех этих составляющих занятий вокалом постепенно даст хороший результат и непременно приведёт к заинтересованности и большой самоотдаче ребёнка на уроках. Не стоит забывать и о групповых занятиях пением, особенно на начальном этапе обучения. Коллективное творчество — одна из любимых форм занятий детей. Она способствует закреплению навыков, полученных на индивидуальных занятиях.

Расцвет детского голоса. В возрасте 10-12 лет развитие голосового аппарата продолжается довольно ровно, отталкиваясь от начального периода. Если занятия на начальном периоде проходили грамотно, то связки приобретают большую эластичность, постепенно расширяется диапазон. При правильных занятиях в более раннем возрасте голос ребёнка становится более крепким, звонким. У многих начинает проявляться индивидуальный тембр.

Правила занятий для педагога остаются такими же, что и по отношению к детям более раннего возраста, то есть внимательный индивидуальный подход к ученику и принцип удобства в пении. Однако на данном этапе уже следует усложнить задачи. Так как ребёнок уже становится взрослее в эмоционально-психологическом плане, можно объяснить ему устройство голосового аппарата. На занятиях можно применять более профессиональную терминологию. На уроках полезно обратиться к теме гигиены голоса и охране голосового аппарата. Очень важный момент в этот период обучения - это начало развития слухового самоконтроля. Необходимо приучать ребёнка к анализу собственных ощущений и контролю за ними, поскольку- это основа профессиональных занятий вокалом.

С этого возраста можно понемногу начинать объяснять ученику, что такое певческое дыхание. Но, прежде всего, следует обратить внимание на природное дыхание ученика и, если есть какие-либо погрешности, начать их исправлять. Следует добиваться спокойного, ровного дыхания, без поднятия и зажатия плечевого пояса. Лучшего всего показывать правильность дыхания на собственном примере педагога, используя различные упражнения. Очень важно на данном этапе начать вырабатывать ощущения соединения дыхания со звуком, мягкости атаки звука, что, в дальнейшем, станет основой вокальных занятий.

На данном этапе имеет смысл усложнить распевание. Опираясь на индивидуальность ребёнка, необходимо расширять его диапазон, усложнять мелодическую линию, можно использовать простые вокализы. Необходимо прививать понятие позиционности звука, она всегда должна быть высокой. Добиваться этого следует при пении нисходящих упражнений. Можно включить распевку с длинными тянущимися нотами в конце мотива, на которые ученик должен обратить внимание - зафиксировать, где он ощущает этот звук, как работает в это время дыхание и запомнить правильные ощущения. Основное правило всех распевок - запоминаемость и удобные буквы, помогающие "установить" правильную позицию. Не забывать и про ровность звучания регистров и выявление переходных нот.

Как всегда, особое внимание педагог должен обратить на выбор репертуара. Развитие голосового аппарата и эмоционального восприятия ребёнка позволяют расширить репертуар, включая в него более сложные произведения. К сожалению, многие педагоги грешат тем, что дают детям завышенный репертуар. Только у ребёнка окреп голос и диапазон стал больше, решаются давать сложные произведения. Здесь есть один момент: в возрасте 10-12 лет у ребёнка явно проявляются эстетические пристрастия и ему уже хочется петь вокальную классику, например "AVE MARIA" Шуберта, которая требует большой нагрузки на голосовой аппарат. Да, ваш ученик способен и у него прекрасные вокальные данные, но не стоит поддаваться его желаниям и очень осторожно подходить к выбору репертуара. Главное- не навредить. Наиболее подходящими для этого периода являются произведения западно-европейских композиторов с пасторальной тематикой, несложные арии и песни композиторов XVII-XIX веков.

В период расцвета детского голоса имеет смысл увеличить продолжительность занятий до 40 минут, если ребёнку это будет удобно и комфортно. Однако не стоит забывать о щадящем режиме урока. Непременное требование к занятиям на этом этапе вокальной подготовки - это их регулярность. Голос ребёнка крепнет и нуждается в постоянной тренировке. Только в этих условиях появляется возможность выявления всех тембральных и диапазонных возможностей детского голоса, что закладывает фундамент для дальнейшего вокального развития.

Дополнительную помощь в обучении детей вокальному искусству должны оказывать систематические прослушивания записей профессиональных певцов. В этом возрасте ученик уже в состоянии оценить красоту голоса, его особенности. Необходимо обсуждать с учеником прослушанное, особое внимание следует уделить средствам музыкальной выразительности. Таким образом у юного вокалиста постепенно будет формироваться правильный слуховой ориентир, что поможет в дальнейшем лучше и легче преодолевать технические вокальные трудности.

Предмутационный период. Основная проблема этого периода заключается в нестабильности голосообразования. Это связано с физиологией растущего организма, его гармональной перестройкой. У многих голос теряет яркость, подвижность, детскую звонкость. Перед педагогом в этот период встают две важные задачи. Первая - внимательно отслеживать малейшие изменения в звучании голоса, снижая нагрузки. Вторая, самая важная, психологически подготовить ученика к периоду мутации (особенно мальчиков). Преподаватели, работающие на данном направлении знают, что мутация у девочек и мальчиков — это разные истории.

Мутация. Обычно мутация начинается в 13 лет (иногда годом раньше или позже) и продолжается до 16-17 лет. У мальчиков проходит заметнее, чем у девочек. У девочек мутация более гладкая.

Много лет вокруг проблемы мутации, особенно у мальчиков, возникают многочисленные споры. Следует ли заниматься пением в этот период или нет? Мнения на этот счёт расходятся и нет чёткой и определённой позиции. Практика показывает, что в каждом конкретном случае подход должен быть индивидуальным. На сегодняшний день существует много методик работы с мальчиками в мутационный период. Всё больше педагогов склонны считать, что петь в этот период нужно. Однако неоспоримо то, что педагогу необходимо прослеживать динамику мутационного процесса ребёнка. Только так можно видеть картину изменений, происходящих с голосом подростка. И желательно наблюдаться у фониатора. Это было бы большим подспорьем в работе преподавателя.

Отдельно хочется остановиться на концертных выступлениях, которые должны являться неотъемлемой частью учебного процесса и так необходимы юному вокалисту. Для ребёнка выступления становятся возможностью реализации личного творчества, придают целенаправленность его занятиям с педагогом. Конечно, это определённый эмоциональный стресс, но такой необходимый для юного певца. Концертная деятельность позволяет ученику приобрести свободу в общении с большой аудиторией. Она даёт возможность развивать слуховой самоконтроль, музыкальность, выразительность. Почувствовать себя именно солистом. Работа педагога в этом плане конечно же заключается в правильном подборе программы, правильном эмоциональном и психологическом настрое. Обязательно сделать анализ выступления юного вокалиста. Отметить сильные и слабые стороны. Было бы идеально, если бы это был совместный процесс. Детское пение в наше время очень популярно, но не следует требовать невозможного в погоне за успехом. Каждому ребёнку, занимающимся пением, необходимо сберечь его голос с неподражаемым чистым и светлым тембром для будущего профессионального становления.

Татьяна Гамаенко. Преподаватель по классу хора и сольного (вокального) исполнительства Ивангородской ДШИ.

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Фотоотчет о развлечении по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе «Грамотные пешеходы»Фотоотчет о развлечении по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе «Грамотные пешеходы» Цель: закрепление знаний у детей о правилах дорожного движения. Задачи: -учить детей различать дорожные знаки. -воспитывать умение самостоятельно.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе «Город будущего»Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе «Город будущего» Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе «Город будущего» Цель: формировать у детей обобщающее представление о зданиях.

Конспект занятия по личностному развитию «Режим дня — основа жизни» (4 группа учащихся с ОВЗ)Конспект занятия по личностному развитию «Режим дня — основа жизни» (4 группа учащихся с ОВЗ) Тема: Режим дня - основа жизни. Цель: Формирование и закрепление у учащихся режимных моментов в образовательной организации. Задачи: Ознакомить.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для родителей «Роль игр с пазлами в детском возрасте»Консультация для родителей «Роль игр с пазлами в детском возрасте» Консультация для родителей «Роль игр с пазлами в детском возрасте». Пазлы представляют собой развивающую игру – головоломку, направленную.

Библиотека изображений:

Публикация Грамотные занятия вокалом в детском возрасте — это основа будущего профессионального формирования певца (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Г на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Грамотные занятия вокалом в детском возрасте — это основа будущего профессионального формирования певца
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 13:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД