Папки-передвижки

Формирование нравственного поведения у детей

цветкова светлана
Формирование нравственного поведения у детей

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения у детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным, положительного отношения к труду различной деятельности.

Публикация «Формирование нравственного поведения у детей» размещена в разделах

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное гармоничное развитие чувств. Задача развития у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.

Главное условие развитие нравственных чувств у ребенка является создание жизнерадостной обстановки вокруг него. Чаще дети остаются без должного внимания с нашей стороны, все больше встречается агрессивных и тревожных детей, которые способны на безнравственные поступки, которые не понимают «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Наши дети из неблагополучных семей с безответственным отношением к ним. Что можем сделать мы? От чего зависит нравственность и безнравственность? Как повлиять на «бездушных, порой, взрослых?». Эти вопросы задают себе многие педагоги.

Семейная среда, которую мы сейчас воплощаем в нашем центре ее особенности и недостатки, оказывают большое влияние на нравственный уровень развития детей.

Правильное развитие ребенка во многом определяется силами семейного именно воспитания, семейной микросредой, которая обуславливает общее развитие личности.

Нравственность – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, самому себе и результатом труда.

При построении процесса воспитания следует обратить внимание на изучение нравственных отношений, так как социальная сущность детей определяется теми отношениями, в которые ребенок вступает в процессе деятельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим.

Первостепенное значение формирования нравственного облика ребенка имеет накопление или опыта поведения. Каждый ребенок должен накапливать личный опыт нравственного поведения как концентрированное выражение его воли.

Опыт нравственного поведения у подрастающего поколения формируется под влиянием семьи, школы, общественной среды, средств массовой информации и других источников.

Положительный нравственный опыт детей формируется и проявляется только в условиях высоконравственных отношений, складывающих в детском коллективе, где присутствует доброта, честность, дружба, отзывчивость, взаимопонимание.

Нравственное воспитание – это деятельность, устремлённая в будущее. Формирования сознание, чувства и поведение детей сегодня, важно учитывать моральные требования, которые будут предъявлены им завтра и послезавтра. Нравственное воспитание достигает цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, дополняется им.

Нравственное формирование подросткового поколения происходит в постоянном общении и взаимодействии со взрослыми. Характер отношений детей с окружающими людьми накладывает серьезный отпечаток на их сознание и поведение.

В начальных классах ребенок не только овладевает основаниями знаний – у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом.

Ключ к нравственному развитию младшего школьника – его взаимоотношение со сверстниками – соучастниками, детьми с которыми ребенок живет в семьях, как в нашем случае. В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения : солидарности, взаимопомощи, требовательность.

Совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти. Поэтому – то и надо внимательно присматриваться к взаимоотношениям детей и направлять их. Нравственный облик ребенка зависит от кого будут повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умение входить в положение другого человека, товарищеской помощи или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой.

Дети знают, что надо быть, добрыми, справедливыми, и знают, как поступить в этом случае, когда так велико желание самому получить интересную роль, или игрушку, когда трудно отказаться от интересующего поручения.

Поэтому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся ситуации, где чаще всего возможно возникновение неправильных взаимоотношений. Это прежде всего ситуации, связанные с распределением обязанностей, ролей, поручений, оказанием поддержки, помощи. Именно здесь возникает необходимость в нормах, связанных со справедливостью и товариществом.

Несмотря на все трудности, только семья – хранитель нравственности, физического и психологического здоровья для людей. Чем больше в наших комнатах – семья будет возможностей выбора стиля жизни, равенства ее членов, гармонии в отношениях воспитателей и детей, тем стабильнее будет наша атмосфера в детском доме и счастливее каждый ребенок в отдельности. Мы должны дать детям представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует вести себя. Мы должны дать первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносить свое «я» с «я» других людей, усваивать нормы, которые регулируют поведение в разных ситуациях повседневного общения.

Объяснения наставления, наш пример, весь уклад в комнатах, семейная атмосфера вырабатывает у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Поведение в соответствии с нравственной нормой должно восприниматься детьми как единственное для него возможное, выражающее саму сущность его личности, его «Я». Именно такое поведение позволяет ему сохранить положительное отношение к себе, общее эмоциональное благополучие.

И так, мы с вами – это особого рода коллектив, играющий в воспитании, основную, долговременную и важную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – эти все качества личность приобретает в семье. Это мы с вами. Они проявляются и закрепляются, конечно у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

У тревожных воспитателей, например, будут и дети тревожные. Честолюбивые нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный педагог выходивший из себя по малейшему поводу, нередко сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у детей.

Одновременно с воспитанием положительных качеств необходима выработка стойкого сопротивления противоположным отрицательным качеством.

Нравственное воспитание осуществляется путем убеждения детей в преимуществе тех или иных норм поведения путем формирования у них положительных чувств и привычек. Следует избегать при этом назойливых и не нужных интонаций.

Нравственное воспитание имеет целью выработать у детей такие качества, как честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, готовность, готовность к взаимопомощи, товарищество и способность к коллективной сплочённости, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, необходимые для этого мужество, выдержка и самообладание, дисциплинированность и ответственное отношение к своим обязанностям и общественному долгу, вежливость и скромность в личном поведении, способность к критике и самокритике.

Большое влияние на детей оказывает сила положительного примера самих воспитателей. Также полезно в воспитательных целях знакомить детей с жизнью замечательных людей прошлого и настоящего, с героями литературных произведений. Но самые положительные результаты нравственного воспитания достигаются упражнениями в нравственных поступках. Между маленькими иногда происходят ссоры из-за игрушек. Ребенок должен знать, что делиться игрушками хорошо, что даже интересно отдать на время свои игрушки другим детям, а взамен получить их игрушки. Надо поощрять ребенка при проявлении с его стороны внимания к товарищу. Следует приучить ребенка делиться лакомствами, которыми его угостили, с другими детьми и взрослыми, чтобы предотвратить развитие у ребенка жадности и скупости.

Подобные упражнения в нравственных поступках способствуют превращению таких действий в привычки.

Ребенок будет признаваться в своей вине, если убедится, что за правдивое и мужественное признание его одобрят, хотя за проступок накажут. Воспитание может быть успешным, если цели педагогического воздействия определены содержанием как:

- Воспитание должно быть ориентировано на развитие ребенка, оно не должно быть формальным.

- Воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.

- Воспитание должно способствовать социализации ребенка, развитию его социального интеллекта.

- Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

Именно мы должны качнуть мир в сторону добра, донести до детей, современность этого бытия. Наша задача – научить детей принимать других людей такими, какие они есть, терпимо относиться к самобытности народов, умело разрешать конфликты, творчески преобразовывать различие культур.

В нашем центре живут дети разного возраста, с разными характерами и разными взглядами на жизнь. Наша задача – воспитание терпимости по отношению друг к другу, уважение и признание прав каждого. Для этого в детском доме создана позитивная атмосфера с участием взрослых и самих детей. Мы четко осознаем, что как общество в целом, так и мы собственным примером должны подтвердить ценности толерантности и воплощать их. А каждый воспитатель начинает воспитание в своей семье, через проведение бесед, психологических практикумов, тестов и других видов и форм воспитательной работы. Созданная благоприятная среда в нашем коллективе способствует формированию дружбы, добра, нравственности во всем детском доме.

Планов и задач по нравственному воспитанию много. Их реализация поможет нашим детям подготовить себя к жизни, к умению общаться и быть терпимыми к окружающим. Это – влияние сегодняшнего времени.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование нравственного поведения у детей
Опубликовано: 14 сентября 2023 в 18:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД