МААМ-картинки

Формирование элементарных математических представлений через разные виды деятельности

Рукижат Газиметовна
Формирование элементарных математических представлений через разные виды деятельности

1 слайд

Формирование элементарных математических представлений через разные виды деятельности»

2 слайд

«Человеческий разум является математическим : он стремится к точности, к измерению, к сравнению.. Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие»

3 слайд

Задачи

4 слайд

Публикация «Формирование элементарных математических представлений через разные виды деятельности» размещена в разделах

Одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Знания по математике необходимы людям всегда. И поэтому, у детей ФЭМП необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но и во всех других видах деятельности

5 слайд

Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам:

- количество и счёт;

- цифры и знаки;

- счётные действия;

- величины;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени;

- геометрические фигуры.

6 слайд

Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.

Работа проводится:

в течение дня;

индивидуально или подгруппами по 3 – 5 человек;

кратковременно(5 – 7 мин);

ежедневно – в группе или во время прогулки;

в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года индивидуально по каждому ребенку.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. Для достижения положительного результата в работе в данном направлении-образовательный процесс осуществляю через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей

7 слайд

Трудовая деятельность

Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни.

Ребёнок с удовольствием принимает участие в трудовой деятельности, если она организована в виде игры с вопросами и заданиями.

Работу по формированию элементарных математических представлений осуществляем в разных формах, начиная с самого утра:

Утренний приё м детей: мы выясняем с детьми, кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков, посчитали вместе Утренняя гимнастика: выполнение упражнений на счёт, построение детей в два или три ряда, или все встаем в круг, закрепляем понятие левая рука, правая рука

Дежурства по группе: ребенок считает полотенца – сравнивает с количеством присутствующих детей.

Перед приемом пищи: дежурные расставляют тарелки, обращаю внимание детей на форму предметов, - количество предметов,

Одевание (раздевание) на (с) прогулку: спрашиваю у детей, чего у вас по два: две руки, две ноги, значит нам надо две рукавицы, надо обуть два ботинка, 2 сапога. сравнивают шарфы, у кого шарф длиннее, а кого короче, поговариваем обязательно. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Прогулка: постоянно упражняемся в счете: летом посчитали сколько зацвело цветов на клумбе, сравниваем по высоте, по дороге рассмотрели деревья определили (выше-ниже, толще-тоньше, в песке «налепили» куличики, сравнили их по форме и по размеру, осенью собрали листья, выбрали красные, желтые, зеленые так же посчитали и сравнили, Зимой- считаем сколько детей принесли лопатки, сколько надо взять лопаток в группе, чтобы хватило всем, сколько детей с ледянками.

8 слайд

Обучение детей математике в комплексе с иными видами дошкольной деятельности позволит, с одной стороны, детям лучше осознать математические представления, с другой - поможет решить различные проблемы и в других областях.

9 слайд

Конструирование

Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

В своей работе я успешно использую цветные палочки Кюизенера. Палочки доступны для работы с детьми от 3х лет. Они интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

В процессе строительства различных конструкций, конструирования из бумаги, картона, из природного материала, из готовых форм, при формулировании заданий и анализе детских работ обращаю внимание детей на математические отношения, а именно:

- предлагаю сгруппировать детали, обращаю внимание на то, каких деталей много, а какая деталь одна, давайте сравним;

- обращаю внимание на отличие деталей по форме, прошу правильно называть форму деталей, обращаю внимание на характерные признаки геометрических фигур;

- обращаю внимание на отличие поделок и деталей по величине, учу сравнивать следующими методами: приложения, наложения, глазомера, условной мерки;

- обращаю внимание на пространственные отношения между деталями.

В любую свободную минутку дети любят поиграть в конструктор Лего.

10 слайд

«Речевое развитие»,

Формирование элементарных математических представлений непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение.

На занятиях дети учатся не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире — уже», «выше — ниже»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник», а также пространственные отношения и временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра»; названия дней недели, месяцев).

11 слайд

Математика в художественной литературе

Восприятие художественной литературы — форма активности ребенка, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, обращается внимание на количество частей того или иного произведения.

Математика в театрализованной деятельности

В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.

12 слайд

Сожетно-ролевая игра

В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «МАГАЗИН», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры, готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними.

У нас имеется кассовый аппарат, весы, наборы овощей и фруктов. На занятие по Финансовой грамотности дети познакомились с деньгами, что они бывают наличные и безналичные и как обращаться с ними при игре.

Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.

13 слайд

Рисование

Изобразительная деятельность — форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

На занятиях по изобразительной деятельности часто необходимо определить, каких деталей много, а какая деталь одна. Например, у дерева один ствол, а веточек много; для изображения цветка нужно много лепестков - овалов и одну серединку - круг.

На некоторых занятиях по изобразительной деятельности возможно решение программных задач из области временных представлений. Формировать представления о временах года можно в процессе рисования следующих тем: «Яблоня с золотыми яблоками", «Что нам осень принесла», «Осенний лес», «Зима», «Волшебные снежинки», «Наша нарядная елочка».

14 слайд

Лепка

На занятиях по лепке обращаю внимание - на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина. В процессе работы дети могут практическим путем установить отличие плоских и объемных фигур, объемных фигур между собой. Особенно ценно то, что в ходе изготовления предметов дети могут самостоятельно сделать маленькие открытия, например, может ли катиться конус. Дети могут рассмотреть, какой формы основания у объемных фигур и сделать вывод о том, чем они похожи на плоские фигуры.

15 слайд

Аппликация

В ходе выполнения заданий ребята видоизменяют фигуры: из квадрата получают круг-срезая уголки, из прямоугольника - квадрат, тем самым воочию познавая свойства фигур. Часто встречаются на занятиях задания по определению формы предмета в целом и отдельных его частей, что способствует аналитическому мышлению.

В процессе аппликации возникает необходимость сосчитать или отсчитать нужное количество деталей. Часто нужно применить знание порядкового счета. Особенно успешно в процессе аппликации формируется умение делить предметы на части, т. к. задания такого рода встречаются очень часто. Дети убеждаются в том, что части могут быть равными и неравными, закрепляют названия равных частей: "половина", "четверть"

16 слайд

Игровая деятельность

Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции.

В самостоятельной игровой деятельности дети используют различные настольные, дидактические игры: мозаики, пазлы,

«Геометрическое лото», домино «Изучаем цвета», д/игра «Найди пару».

Так в простой беседе во время

коммуникативной деятельности ребёнка в течение дня без труда можно закрепить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра», время года, порядковый счёт, умение отвечать на вопрос: «Сколько?»

17 слайд

Математика в двигательной деятельности

Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.

В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.

В процессе всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями : необходимо сравнить предмет по величине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая и т. д. Предлагая различные упражнения, нужно не только давать им физическую нагрузку, но и обращать внимание на разные математические отношения. С этой целью в формулировке упражнений нужно делать акцент на специальные слова, побуждать детей использовать их в речи. Необходимо учить сравнивать предметы по величине (дуги, мячи, ленты и др. Надо побуждать детей учитывать левую и правую стороны тела и предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции.

18 слайд

Музыкальная деятельность

Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции слушателя, исполнителя, сочинителя.

На музыкальных занятиях используются музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве. (игра «Найди свой листик», «Веселый круг», игра-танец «Мы вместе» и т. п.).Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала

19 слайд

Картотека

/ 20 слайд

Заключение

Опыт работы показал, что ФЭМП через разные виды деятельности. благотворно влияет на усвоение материала у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Элементарные знания по математике, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет мне, как педагогу, искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений

Конец!

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование элементарных математических представлений через разные виды деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Рукижат Газиметовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений через разные виды деятельности
Опубликовано: 6 сентября 2023 в 09:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД