МААМ-картинки

Формирование экологической культуры дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии

Лариса Садрева
Формирование экологической культуры дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающим миром. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии» размещена в разделах

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Главной задачей экологической работы в ДОУ является: научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

В экологическом воспитании сказкотерапия относительно новое явление, с её помощью мы помогаем воспитанникам осознать: насколько красива, хрупка и насколько ранима природа, а также как её можно и нужно беречь.

Что же это такое – сказкотерапия?

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Также и с водной средой и с воздухом. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством экологического развития дошкольников.

Достоинство и роль эко-сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над экологической сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, сделать экологическое воспитание детей более занимательным и разнообразным.

Значение экологических сказок очень велико :

Сказка увлекает детей своим действием, вводит в воображаемые обстоятельства.

Сказка заставляет переживать вместе с героями.

Экологические сказки требуют определенной точности и конкретности, поскольку они должны сообщать детям новые сведения о природе.

Сказка формирует бережное отношение ребенка к животным.

Сказка дает новые представления, которые влияют на последующие поступки детей.

Сказка побуждает умственную активность ребенка, заставляет делать выводы, недоступные для него при других обстоятельствах.

Чтение экологических сказок решает в большей степени задачи формирования экологических представлений и задачи формирования нравственного отношения к природе.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Экологические сказки самый доступный способ передачи о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Именно в них удаётся наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребёнка. Через сказки удаётся привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны, гражданской ответственности.

Экологические сказки привлекают своей универсальностью.

Во-первых, это информативность экологической сказки. Можно предложить детям «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, затем они рассказывают, как чувствовали себя в том или ином образе. Беря на себя ту или иную роль, ребёнку предоставляется возможность проиграть различные типы поведения.

Во-вторых, сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребёнок преодолевает самоограничения и дополняет и обогащает свою жизнь.

В-третьих, сказка феерична. В сказках могут использоваться различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

В-четвёртых, сказка эмоциональна. В процессе занятий ребёнок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

В-пятых, сказка мудра. Сказкой можно передать детям, новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Сухомлинский писал: «Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу».

На экскурсиях, на природе, на дачных участках, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, нужно использовать экологические сказки.

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочинённые самими детьми. Если ребёнок придумал сказку, «связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать что он научился мыслить»(Сухомлинский).

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Педагогические и психологические возможности сказки неограниченны и многогранны. С помощью сказки и творчества педагогов формируется личность ребенка, его культура, положительное отношение к миру. Сказки на экологический лад - прекрасная возможность привить ребенку любовь к природе в игровой форме. Такие усилия обязательно будут вознаграждены, и ребенок вырастет ответственным и бережным человеком.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование экологической культуры дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Садрева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 17:08
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД