МААМ-картинки

Формирование связной речи у детей игровыми методами

Светлана Игнатова
Формирование связной речи у детей игровыми методами

… Чтобы научиться говорить,

надо говорить. "

М. Р. Львов.

Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего. Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Развитие обеих форм играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в воспитательной работе.

Публикация «Формирование связной речи у детей игровыми методами» размещена в разделах

Значительно затрудняют работу по формированию связной речи у детей нарушения у них процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания., не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Ограниченный словарный запас (неточное употребление многих лексических значений; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. При пересказе текстов дети ошибаются в передаче ло-гической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Поэтому формирование связной речи имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания.

Связная речь имеет самый низкий показатель по сравнению со всеми остальными компонентами речевой системы.

Программа предъявляет следующие требования по развитию связной речи :

- совершенствование диалогической формы речи, поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

- развитие монологической формы речи.

- формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.

- формировать умения рассказывать (по плану или образцу) о предмете, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

- развивать умение составлять рассказ о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

- формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему предложенную воспитателем.

Пути развития связной речи.

--- диалогическая речь (ответы на вопросы полным предложением, инсценировки, сюжетно – ролевые игры)

--- монологическая речь (рассказ описание по графическому плану, по вопросам воспитателя; рассказ по сюжетным картинкам; рассказ по серии картинок; рассказ по готовому началу и концу; рассказ из собственного опыта)

Составить рассказ по предметно- графическому плану на тему «Как мы помогаем птицам»

Аналогично строится работа по обучению детей выделению и описанию признаков явления природы по теме «Времена года»

Составить несколько вариантов рассказа по одной и той же предметно- графической программе, выбирая каждый раз новые глаголы.

Прежде, чем предложить ребёнку описать предмет или животное я предлагаю ему фишки, обозначающие цвет, форму, величину и т. д. этого предмета.

Например- при описании белки предварительно предлагаю из ряда фишек разного цвета, выбрать ту, которая соответствует цвету заданного объекта (рыжий- серый, для описания формы- выбрать ту или иную геометрическую фигуру (похожа на шарик, для описания фактуры выбирается среди разного материала кусочек меха (пушистый, для описания функционального признака «чем питается «- изображение шишки, гриба и т. п.

Система моей работы по развитию связной речи у детей включает в себя упражнения по составлению предложений сначала простых, а затем сложных конструкций; игры и упражнения по обучению диалогической речи; игры и упражнения по обучению связной описательно-повествовательной речи, игры на установление правильного расположения картинок серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента, игры эвристического характера (направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок., игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно, игры в «семантические абсурды» (предлагаем найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему.) ассоциативные игры - данный вид игр подготавливает к пересказу своими словами, актуализирует процесс отбора слов из долговременной памяти, систематизирует имеющийся у ребёнка словарь, чтение как специальный приём создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения : сказкам, рассказу, стиху. Поэтому мы много читаем, рассматриваем иллюстрации и беседуем о прочитанном:

дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев, последовательность событий;

внимание детей обращается на традиционные сказочные обороты, которые одновременно являются одним из средств связности высказывания.

Формы организации обучения детей связной речи в системе ДОУ могут быть различными: игры, экскурсии, наблюдения и др. Логопед, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, психолог мы все активно участвуем в процессе развития связной речи у детей в совместной деятельности, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения с детьми.

В совместной деятельности используются такие приемы работы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время деятельности необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали у него желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни.

Для полноценного развития связной речи у дошкольника чрезвычайно значима игровая мотивация, которая реализуется прежде всего в сюжетно-ролевой игре. При этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать их к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдении различными

объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, их интерес.

Прикреплённые файлы:

svjaznaja-rech_8972v.pptx | 5895,71 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование связной речи дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине Актуальность: Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только.

Формирование связной речи (для детей с ЗПР) Тема: «Транспорт» Тема: Составление рассказа с использованием наглядного плана. (Тема «Транспорт») Цели: продолжать учить детей связности, полноте, логичности.

Формирование связной речи (для детей с ЗПР) Тема: «Весна» Тема: Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин. («Весна») Цели: продолжать учить детей связности, полноте,.

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники 1. Технология опыта. Цель работы: -формирование связной речи посредством использования мнемотехники. Задачи: -обучение анализу, планированию,.

Формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями при помощи стимульных картинок и картинно-графических схем Семехина Светлана Георгиевна, учитель-логопед МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА», г. Клин Формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников» Цель педсовета: • Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства.

Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие с родителями. Формирование коммуникативных навыков, связной речи у детей с ОВЗ Проект на тему «Дом и его части» с использованием игры-драматизации Пояснительная записка Проблема Слабый познавательный интерес детей.

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии. В помощь логопедам Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии Развитие речи представляет собой сложный психофизиологический.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование связной речи у детей игровыми методами (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Игнатова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование связной речи у детей игровыми методами
Опубликовано: 10 декабря 2015 в 19:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД