МААМ-картинки

Формирование социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Александра Журавлёва
Формирование социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Проблематика развития речевых навыков у детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье анализируются особенности речевых навыков у детей дошкольного возраста, отмечается проблематика в данных формированиях.

Ключевые слова: речевые навыки, дети раннего возраста, проблематика развития, общее недоразвитие речи.

Публикация «Формирование социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Сегодня абсолютно точно доказано, что речевая функция у ребенка представляет большую значимость, потому как помогает ему адаптироваться в социуме, отвечает полностью за его психическое развитие. Согласно сказанного, развитию речи ребенка, в особенности на начальном этапе образования, отводится достаточно большое значение. Мыслительный процесс и речевая активность тесно связаны между собой.

Формирование абсолютно точной речи у дошкольника считается главной, ключевой задачей дошкольного образования. Вместе с тем, эксперты замечают, что в последнее время каждый год увеличивается численность дошкольников с нарушениями в речи.

Речь представляет собой наиболее важную психическую функцию личности. С помощью речи нам удается общаться с другими людьми, выделять свои состояния, называть предметы и явления, а также побуждать к действиям себя и иных лиц. Кроме того, речь вовлечена в разрешение задач интеллектуального характера. Освоение ребенком связной речи дает возможность выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также помогает в освоении умения высказать свои мысли, дружно играть и занимать совместной деятельностью.

Нарушения речи могут быть у ребенка по различным причинам. Так, к ним могут относиться, как патологии, которые возникли у его мамы в период беременности, так и воздействия вирусных заболеваний и травм в ранеем возрасте [1].

Все указанные аспекты абсолютно не всегда могут порождать отставание в развитии речи, но если такие аспекты присутствуют, то родителям важно в большей степени акцентировать внимание на проявлении развития речи у ребенка, а также на особенностях произношения звуков. Родители в такой ситуации обязаны большое количество времени посвящать развитию речевых навыков, активнее заниматься с детьми.

Формирование речевой активности напрямую связано с психическим развитием ребенка непосредственно. Если ребенок отстает с позиции речевого развития, то он вероятно страдает и с позиции развития психики и его психических процессов. Вместе с тем ситуация также наблюдается и аналогичная, когда существуют проблемы с психикой, то у ребенка замедляется его речевое развитие в целом. Согласно сказанного, подход к диагностике и последующей координации, профилактике, должен быть комплексный и при малейшем подозрении на отставание в речевом развитии важно обращаться к логопеду.

Стоит отметить, что большинство родителей считают поводом для беспокойства отсутствие речевого навыка лишь после исполнения ребенку 5 лет, потому как по исполнению данного возраста проблемы должны исчезнуть. Вместе с тем, важно заметить, что ряд нарушений можно исправить раньше 5 лет, что сделать проще, нежели в более старшем возрасте. Так, ребенку может предлагаться специальная коррекционная программа, которая разрабатывается специалистом-дефектологом с учетом индивидуальных особенностей ребенка [2].

Представляется возможным выделить четыре основные проблемы в речевом развитии детей на современном этапе развития.

Первой важной сложностью следует считать проблемы в артикуляции отдельных звуков.

Так, у ребенка в возрасте трех лет присуща подмена ряда звуков смежными по звучанию. Так, сложными для произношения признаются такие звуки в речи дошкольника, как «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; сонорные звуки – «Р» и «Л», а также свистящие звуки – «З», «С» и «Ц». Если у ребенка до пяти лет не происходит изменений в заменах таких звуков на правильное, то здесь крайне важна консультация логопеда.

Такие нарушения обусловлены, частным образом, по причине отсутствия достаточной подвижности языка.

Следует заметить, что подобное нарушение можно исправить при помощи специальных упражнений, которые имеют название артикуляционной гимнастики. Данные упражнения важно воплощать на постоянной основе, в комплексе. Кроме того, применение данных упражнений целесообразно и в рамках профилактики. Например, ребенку можно предложить изобразить часики, которые реализовываются при помощи раскачивания языка из стороны в сторону либо можно предложить облизнуться как кошечка. Также весьма эффективным упражнением считается цоканье язычком, как лошадка. С теми звуками, которые сложно даются малышу можно придумать скороговорки, которые помогут отработать нормальное произношение звука либо можно произносить сложные звуки изолированно, что также позволит стабилизировать речь, нормализовать ее.

Также следует назвать еще одну речевую проблему, которая именуется как отсутствие в речи большого количества слов иначе говоря малый словарный запас, а также отсутствие связности речи между собой. Кроме того выделяется проблема в применении неправильных грамматических форм.

Выражение такой проблемы видится в сложностях пересказа больших текстов, в путанице с предлогами и окончаниями слов. Преимущественно нарушения речи порождают слабый фонематический слух, сложности в вычленении звуков из общего состава слов. Также, отсутствие достаточной развитости речи сопряжено со сложностями в произношении звуков.

Данное нарушение обусловлено рядом причин, к которым относят в особенности такие как: нарушение работы отдельных зон мозга, которые ответственны за речевую функцию. Чтобы предотвратить эти проблемы, логопеду рекомендовано использовать при занятиях с детьми речевую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук [2].

Стоит отметить также фактор, который порождает отсутствие достаточного речевого развития, имеющий социальное значение, а именно малое количество разговоров с ребенком, акцент лишь на его материальном обеспечении.

В случае, если родители мало общаются с ребенком, не читают ему, то словарный запас ребенка остается крайне скудным и низким.

Важно заметить, что помимо комплекса специальных упражнений, крайне важно самому родителю больше общаться с ребенком. Так, очень важно спрашивать ребенка о его новостях, настроении, тревогах. Отсутствие достаточной развитости в речи малыша, может также породить и чрезмерная любовь родителя, потому как такие родители лишают ребенка возможности самому изъявлять и точно говорить о своих желаниях, идеях, высказывать свое мнение.

Еще одной из проблем в речевом развитии считается заикание ребенка либо логоневроз. Данная проблема определяется в раннем возрасте и предполагает быструю коррекцию дефектолога непосредственно.

Итак, очевидно, что если не анализировать уровень соответствия овладения речевым навыкам согласно возраста, то можно пропустить важные проблемы в речевой функции, что в последствие породит большие трудности в более старшем возрасте. Мы уже отметили, что отсутствие достаточности развитости речевой функции порождает сложности и в развитии когнитивных процессов, а также психического развития. Для преодоления данных сложностей важно работать с малышом при помощи специальных игровых упражнений, которые в соответствии с дошкольным возрастом будут крайне эффективны и полезны. Игровая деятельность в дошкольном возрасте признается ведущей деятельность непосредственно [4].

В случае, если с речевыми проблемами в дошкольном возрасте не работают, то в последствие в школе у ребенка может отмечаться такое негативное явление, как дисграфия либо дислексия, что уже более сложно искоренять и корректировать.

Сегодня вся логопедическая работа с дошкольниками должна проводиться комплексно с соблюдением основных принципов и методов работы. На современном этапе появляется большое количество методик, которые имеют направленностью преодолеть задержку речевого развития мягко, при помощи игровой деятельности, не препятствуя развития ребенка, а наоборот помогая ему.

Безусловно, вся логопедическая деятельность с детьми обладает рядом особенностей, которые сформулированы с учетом возраста и возможностей ребенка. Данные правила по работе с детьми призваны повысить время занятия с ребенком и сохранить интерес к занятию на протяжении всего комплекса занятий, сохранив положительный настрой и позитивные эмоции в целом.

Библиографический список:

1. Белошеина Е. А. Логопедические занятия с малышами / Е. А. Белошеина. – М. : Логопед, 2016. – 205 с.

2. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие / Е. В. Кириллова. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 290 с.

3. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 112 с.

4. Чепурина И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики / И. В. Чепурина. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – 272 с.

5. Янушко Е. А. Логопедические занятия с неговорящими детьми / Е. А. Янушко. – М. : Эксмодетство, 2015. – 222 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Журавлёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 15 сентября 2022 в 11:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД