Лучший педагог года

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Елена Владимировна Лукина
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

«Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

Цель: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшего успешного социально-коммуникативного развития дошкольников.

Задачи:

• создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;

Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Введение.

Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве. Своевременно начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает своевременное и всестороннее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания личности ребенка обучение «ведет» за собой развитие. И именно обучение создает «зону ближайшего развития» (т. е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого, под его руководством) и должно быть ориентировано на нее, а не на «зону актуального развития» (т. е. то, что ребенок уже умеет делать самостоятельно). Эффективность обучения и развития во многом определяется активностью самого ребенка, выступающей как условие психического развития его личности. Такая активность проявляется и развивается в различных видах деятельности дошкольника, способы организации и содержание которой опосредуют их развивающие возможности. Необходимо помнить, что деятельность ребенка будет носить развивающий характер в том случае, если будет являться для него лично значимой.

В развитии активности ребенка и повышении активности его обучения и развития большую роль играет развивающая среда, организуемая взрослыми. Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и гуманистический. Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с социальным окружением ребенка, в котором нередко наблюдаются дефицит доброты, воспитанности, начитанности, культуры. Что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Для решения этой задачи необходимо использовать активнее методы работы:

• Лекции;

• Дискуссии;

«круглые столы»;

• Психологические тренинги;

• Групповые и индивидуальные консультации и т. п.

Когда воспитатель обретает единомышленников в лице родителей, ему естественным образом приходится решать еще одну важную задачу – задачу становления родительского общества как коллектива. В сад каждый родитель приходит как социальный заказчик, но этот заказ ориентирован на его собственного ребенка. Выбор сада, воспитателя, программы – все это действия взрослых, которые формулируют совокупность условий, способных, по их мнению обеспечить выполнение личного социального заказа. Для решения этой задачи взрослые по сути должны стать социальными партнерами, создавшими такую среду, где учатся и развиваются их дети.

Для обеспечения социального партнерства семьи и педагога, а также становления родительского коллектива как партнерского сообщества необходимо соблюдение нескольких условий (Григорьева Д. В., Кожурова О. Ю., 2008) :

o Выявление оснований партнерства, т. е. взаимных интересов, потребностей, ресурсов каждой из сторон – родителей, педагогов, администрации;

o Выбор переговорной площадки, удобной для каждой из сторон;

o Формирование нормативно-правовой базы социального партнерства на

o уровне образовательного учреждения;

o Определение управляющей системы социального партнерства.

Ресурсом для воплощения социального партнерства на практике служат такие формы работы с семьей, как: 1. Индивидуальные консультации (по инициативе одной или обеих сторон). 2. Открытые занятия. 3. Родительские собрания. 4. Информация на родительском стенде. 5. Совместная деятельность (социальные проекты, досуговые мероприятия и т. п.). Каждая из этих форм тем или иным способом обеспечивает вовлечение родителей в процесс воспитания и развития детей, поддержку и сопровождение семьи на время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Одной из главных и наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями являются родительские собрания. Неслучайно такая форма работы является востребованной педагогическими коллективами, ведь она позволяет решать целый комплекс педагогических задач дошкольного учреждения :

• Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;

Формировать позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогами детского сада, внутри родительского коллектива группы;

• Реализовывать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и в детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;

• Повышать авторитет педагогов группы в глазах родителей и т. д.

Родительское собрание в детском саду должно стать важным событием как для родителей, так и для педагогов. В результате общения родители не только получают ценную информацию по тому или иному вопросу воспитания, но и вместе с падагогом определяют способы решения трудностей, учат применять лучшие педагогические инновации.

Для повышения качества проведения родительских собраний необходимо грамотно спланировать и организовать эту работу. За две недели до собрания нужно вывесить в вестибюле группы объявление с указанием даты, времени проведения и кратким содержанием собрания, «почтовый ящик» для вопросов и пожеланий родителей. Анкетирование, индивидуальные беседы и блиц-опросыпомогут определить темы, которые действительно волнуют большую часть коллектива группы.

С целью активации родительского участия в проведении собраний можно использовать интеллектуальные и спортивные состязания, присутствие и участие детей, совместные изготовления поделок дома.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Ведущую роль в этом играет взаимодействие, непосредственное общения между родителями воспитанников и воспитателем.

Согласно исследованиям Л. Н. Свирской, первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своём – интересном увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – в первую очередь установить доверительные отношения с близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, договариваться о совместных конструктивных действиях.

Можно выделить факторы, влияющие на эффективность взаимодействия педагога и родителей (см. табл).

Позитивные факторы Негативные факторы

i. Повышение авторитета семьи;

ii. Вера в необходимость совместных действий;

iii. Учет интересов и запросов родителей;

iv. Использование широкого спектра методов работы с родителями;

v. Ясность для родителей целей ДОУ;

vi. Создание в группе атмосферы взаимного доверия. i. Ожидание быстрых результатов со стороны родителей;

ii. Несистематичность организации работы с родителями;

iii. Отрыв деятельности ДОУ от запросов родителей;

iv. Приоритет стереотипов в поведении родителей

Как это осуществляется на практике?

1. Знакомство с семьей: встречи – знакомства, анкетирование семей.

2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса:

• индивидуальные и групповые консультации,

• родительские собрания,

оформление информационных стендов,

• организация выставок детского творчества,

• приглашение родителей на детские концерты и праздники,

• создание памяток.

3. Образование родителей:

Проведение тренингов, Дней открытых дверей, мастер-классов и т. п.

4. Привлечение родителей к проведению:

o вечеров музыки, конкурсов, досугов;

o выставок творческих работ;

o праздников, прогулок, экскурсий;

o театральных спектаклей

o к исследовательской и проектной деятельности.

В связи с внедрением ФГОС мы проводим мастер-классы вовлечения родителей с детьми, создаем проекты с целью сплотить членов семьи, заинтересовать родителей и вовлечь их в жизнь детей детского сада.

Например, проект «Грачи прилетели» включает в себя познания детей о перелетных птицах, продуктивную деятельность родителей по изготовлению скворечников и работу воспитателей по тому, как грамотно организовать данный проект.

Мастер-класс «Рисование на асфальте» подчеркивает сплоченность и творческое мышление каждой семьи отдельно. Каждый год проводим мы в своей группе с детьми и родителями спортивное соревнование «Папа, мама и я – спортивная семья».

Заключение.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое, физическое и социальное развитие ребенка. В этом возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении определенными социальными нормами, источниками которых являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники.

Выстраивание отношений между садом и семьей может происходить на разных уровнях. Однако, каким бы ни было взаимодействие – прямым или опосредованным – ведущая роль в этом принадлежит педагогу. Именно от его работы зависит, насколько родители понимают и принимают его политику воспитания и обучения, а также участвуют в ее реализации, насколько они готовы объединить свои усилия для достижения нужных им целей.

Список использованной литературы:

Большая книга детского психолога/ О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Ростов, 2011;

Воспитателю о работе с семьей/ под ред. Н. Ф. Виноградовой, М, 1989;

Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду, М, 2008

Семья: психология, педагогика, социальная работа/ под ред. А. А. Реана, М, 2010;

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование певческого дыхания у детей дошкольного возраста Пение – это озвученное дыхание. Еще в ХIХ веке известный педагог, профессор Миланской консерватории Франческо Ламперти, воспитавший блистательную.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 14:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Лукина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД