МААМ-картинки

Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников с помощью дидактического пособия «Мирилка»

Елена Матюнькина
Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников с помощью дидактического пособия «Мирилка»

Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у до-школьников с помощью дидактического пособия «Мирилка».

«Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неиз-бежны в любых отношениях между людьми.» Букай Х.

Публикация «Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников с помощью дидактического пособия „Мирилка“» размещена в разделах

Актуальность проблемы взаимоотношений детей в дружеском аспекте объясняется тем, что не все дети осознают, насколько важна и ценна дружба, и какое значимое влияние она оказывает на их личностное развитие. Взрос-лым имеет смысл разработать концепцию и установить определенные пред-ставления у детей о понятиях «друг» и «дружба». Задача взрослых заключа-ется в том, чтобы научить детей видеть, понимать и оценивать чувства и по-ступки других, а также мотивировать и объяснять, как формировать свои суждения.

Дружеские отношения являются особенными для каждого ребенка, так как они отличаются от всех остальных форм взаимодействия. Как только эти отношения возникают, дети расширяют свои возможности и обогащают свои чувства и переживания. Без действий и поступков, связанных с самоограни-чением, взаимопомощью, заботой и внимательностью, дружба становится невозможной. Следовательно, в ходе дружбы происходит постоянное мо-ральное совершенствование. Дружеские отношения развиваются в процессе общения, и именно общение является главным фактором развития ребенка. Но все мы знаем, что в процессе взаимоотношений все без исключения дети ссорятся. Дома, в детском саду и в школе дети порой бывают участниками конфликтов с криками и даже драками – со сверстниками или взрослыми. Эти ситуации неизбежны.

Более того, конфликтные ситуации вполне можно считать желательным событием в жизни ребёнка. Потому что определённый опыт жёстких ссор позволяет ребёнку освоить умение разрешать конфликты уважительно. И это умение многократно пригодится любому взрослому человеку – и в семье, и в дружбе, и на работе.

Если ребёнок не освоил навыки уважительного разрешения конфликт-ных ситуаций в дошкольном детстве, ему намного сложнее научиться этому в школе или в старшем возрасте. На каждой стадии развития, ребёнок посте-пенно расширяет своё понимание, как балансировать между собственными нуждами, желаниями и правами, и взаимодействовать с окружающими по тем же принципам. По мере этого дети развивают и свою способность к кон-структивному общению, которая становится частью личности.

Первый залог успеха в процессе обучения навыкам уважительного разрешения конфликтов – это научить ребёнка осознавать свои эмоции. То есть те ощущения и чувства, которые он испытывает «здесь и сейчас».

Второй ключевой фактор успеха – научить ребёнка контролировать то, как он выражает свои эмоции. И это поистине самая трудная часть!

Чтобы дети росли социально ответственными, они должны уметь де-лать выбор из набора эмоций и принимать его последствия – какими бы они ни были.

Обучение ребёнка умению уважительно разрешать конфликты не явля-ется чем-то запредельно сложным, но требует неуклонности и терпения. Приведём основные секреты успеха на этом пути.

Умение мириться - очень важный навык. Взрослые должны научить ребёнка прощать, это поможет в жизни.

Иногда ссора может протекать довольно мирно, длиться совсем недол-го, а иногда — с дракой и последующим объявлением длительных боевых действий. Громкая фраза «разрешение конфликтов» для детей звучит совер-шенно иначе: «давай помиримся» — говорит малыш. Но не все дети умеют мириться. Давайте научим их этому. Взрослые, как могут и как умеют, ста-раются примирить поссорившихся малышей, однако не всегда это удаётся. Но не стоит думать, что конфликт — это плохо. Именно ссора помогает ре-бёнку научиться правильно строить взаимоотношения во взрослой жизни, находить компромисс, а иногда и отстаивать свои убеждения. Дети, которые предпочитают вообще не ссориться, как правило, ведут себя так, потому что родители слишком жёстко регламентируют их поведение. Это может быть также вызвано заниженной самооценкой, что в будущем будет серьёзно ме-шать ребёнку адаптироваться в детском коллективе, уметь урегулировать неизбежные конфликты, дружить и занимать лидерские позиции. Нам, взрос-лым, знакомы с детства небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки. Мирилки и были придуманы на этот случай. Своё название они получили от слова "мир". Мирилки — это волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды, ведь так сложно порой произнести первые слова примирения. Произнёс весёлый стишок, улыбнулся другу — вот и ссоре конец, а кто помирился – молодец. В своей работе мы часто используем мирилки. Оказывается, мирилок не так и мало! Их нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизин-чики с тем, с кем хочешь помириться.

Примеры мирилок.

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись.

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья!

***

Хватит нам уже сердиться,

Поскорей давай мириться :

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем,

И дружить, как прежде будем!

***

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

***

Это - ты, а это - я.

Ты - хороший у меня.

Мой подарок дорогой,

И не нужен мне другой.

***

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

***

Пальчик за пальчик

Крепко возьмем,

Раньше дрались,

теперь ни по чем.

Мирилки не только могут помирить детей, словесные тексты дают де-тям:

- образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации;

- имеют необычную форму некой клятвы, где мальчики и девочки обе-щают друг другу найти взаимопонимание и навеки остаться друзьями;

- в строках заключен важный смысл верности и добра. Они воспитыва-ют никогда не предавать своих товарищей;

- показывают равенство – это цель мирилок. Все равны: если один за всех, то все за одного. Не бывает тех, кто хуже, и тех, кто лучше. В споре во-все не выделяют проигравшего и победившего.

В процессе работы мы создали коллекцию мирилок, с помощью кото-рых решались многие задачи:

Формировать у детей умения устанавливать и поддерживать кон-такт со сверстниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества.

Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, ре-чевые формы вежливого обращения со сверстниками и взрослыми.

Учить детей справедливо оценивать поступки сверстников и свои собственные. Закреплять правила поведения в группе.

Подбирая детские мирилки, учитывали определенные требования к ним :

Требования к тексту:

1. Мирилки выбирали вместе с детьми, те, которые больше всего нра-вились детям, короткие по содержанию, для лучшего их запоминали.

2. Не желательно использовать мирилки, в которых детям надо ми-риться под угрозой наказания взрослого. Например, такие: «Мирись, ми-рись, больше не дерись. А то бабушка придет, тебе уши надерет (вариант «нам по попе надает»).

3. Которые содержат негативную информацию, например, «если ты не будешь, то мы (не будем играть, водиться и т. д.). Суть мирилки для детей — не посеять страх и научить избегать наказания любой ценой. Ее основная задача — установление мира.

Разучив мирилки, в дальнейшем дети могли использовать их самосто-ятельно. Некоторым детям был сложно сделать первый шаг, они не знали, что и как сказать, какие подобрать слова. А тут, им в помощь готовый текст. Все что требуется — желание восстановить мир.

Обязательно необходимо, что бы дети высказались о своих обидах, а затем мирились. Во время установления мира, мы соблюдали определенные ритуалы примирения, которые дети выбирали сами: сцепиться мизинчиками, похлопать в ладоши, послать воздушный поцелуй, помириться носиками, признаться в любви другу сказав мирилку «Не сердись, улыбнись. Я тебя люблю!», «нарисовать» обиду и спрятать в карман мирилки, и особенно де-тям полюбились игрушки – мирилки, которые мы изготовили совместно с родителями.

1. Коврик мира.

2. Варежка согласия.

3. Коробка рукопожатий.

4. Стаканчики злости.

5. Футболка примирения.

Мирилки мы разместили в уголке дружбы.

Поссорившиеся дети в любой момент могли посетить уголок для выяс-нения своих отношений : выбрать мирилку и рассказать, как, из - за чего у них произошла ссора.

У некоторых детей появились любимые мирилки – стихи, игрушки – мирилки. Научив малышей находить выход из конфликтных ситуаций, ис-пользуя мирилки, дети учились договариваться, прощать и легко мирится. Играя, дети получали первые уроки мира, а мирилки стали отличными по-мощниками!

Давайте жить дружно и всегда мириться - это так важно в нашем мире!

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ»Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.

Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделейФормирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Автор публикации:
Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников с помощью дидактического пособия «Мирилка»
Опубликовано: 31 марта 2024 в 11:15
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД