Папки-передвижки

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей в ДОУ

Ольга Сиротенко
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей в ДОУ

«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей в ДОУ»

Свое выступление я хочу начать словами выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Эти слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.

Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей в ДОУ» размещена в разделах

На данном этапе большую роль играет преемственность дошкольного и начального образования. Этот процесс можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны это дошкольная ступень, на которой формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения. С другой – школа выступает преемником дошкольной ступени. При этом работа не строится с нуля. Ребёнок уже имеет некоторые свои достижения. Задача школьного образования развивать в ребёнке накопленный им потенциал.

В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальный учебных действий (УД, согласно Федеральным государственным требованиям.

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки УД, которые позволяют развить в детях те навыки, которые в будущем позволят им стать успешными в учёбе.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения в программе представлено 4 вида УД, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УД - это формирование «внутренней позиции школьника». Действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Для формирования предпосылок личностных УД используются следующие задания:

участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

o подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;

o творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

o самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;

o дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

Большую помощь оказывают сюжетно-ролевые игры, в частности игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений).

Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой. Дошкольники во время экскурсий посещают библиотеку, спортивный зал, столовую, учебный класс.

Частыми гостями нашего структурного подразделения «Детский сад» являются учителя школы, мы их приглашаем на родительские собрания, развлечения, занятия.

Во время встреч педагоги знакомятся с детьми, с их индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, что сокращает для него время знакомства с новыми учениками. В непосредственно образовательной деятельности (в подготовительной к школе группе) учим детей способам выполнения заданий. Это вызывает у них интерес, вырабатывает умение слушать ответ товарища, вносить дополнения и поправки, доказывать свое мнение и, конечно же, полученные знания использовать в жизни (знание цифр в игре «Магазины»).

Чтение художественной литературы с обсуждением о школьной жизни, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

Регулятивные действия - оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Какими же способами можно сформировать регулятивные универсальные действия? Для формирования предпосылок регулятивных УД возможны следующие виды заданий:

«преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

o поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

o взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

o взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;

o заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;

o «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;

o контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Для его совершенствования использую различные игры и упражнения («Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия» и др.). Многие задания построены в виде соревнования двух и более игроков - это создает дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлеченность. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, то есть в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения - поступлению в школу.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций. Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации - эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Их специально взрослый может создавать в различных видах деятельности. Например, мы с ребенком стали свидетелем неблаговидного поступка других детей. Спросим у него: «Правильно ли они поступили? Как надо?»

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получить в результате?». Эта работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и другие, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Также опыты являются наиболее успешными в процессе ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. У каждого ребенка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть: познавательным - «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»; бережным - «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»; созидательным - «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту»

Познавательные УД - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей. В дошкольном возрасте развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников, на основе которых и формируются познавательные УД, уделяется серьезное внимание.

Для формирования предпосылок познавательных логических УД целесообразно использование следующие задания:

o классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

o анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;

o синтез – объединение отдельных компонентов в целое;

o сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;

o обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

o сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

o сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.

o исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.

o подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

o прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;

o работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т. п. ;

o знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

o работа со схемами, составление схем-опор;

o решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;

o установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

Особо хочу подчеркнуть роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. Результативным способом формирования познавательных УД является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов. Для совершенствования интеллектуальных умений детей предлагаются упражнения, направленные на наглядные определения сходства и различия, а также нахождение закономерных отношений путём умозаключения.

Коммуникативные УД необходимы ребёнку для успешной социализации в обществе. Ведь от умения общаться, внимательно слушать собеседника, находить компромиссные решения, приходить на помощь и многих других умений зависит качество общения, чувство уверенности в коллективе.

Воспитатели развивают такие коммуникативные УД детей, как умение встать на позицию партнера в выполнении действий в игре, в общении, в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр., в трудовой деятельности воспитанников. Развивают умения детей действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку, работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями. Эффективным способом формирования коммуникативных УД являются коллективные работы по изодеятельности, аппликации, конструированию. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Большую эффективность в процессе формирования коммуникации имеет игровая деятельность. Педагог-ученый А. П. Усова, отмечая влияние игры на воспитание и развитие ребенка, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает так живо и энергично, а действия организованны». Таким образом, в формировании УД дошкольников, необходимых для дальнейшего обучения в школе, применяются «специфически детские виды деятельности» : разнообразные игры, конструирование, трудовая, изобразительная деятельность, общение, исследовательская деятельность дошкольников.

Таким образом, наша цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.

Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий. Основные компоненты этой деятельности : принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы).Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей в ДОУ
Опубликовано: 31 марта 2023 в 14:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сиротенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД