Лучший педагог года

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности (14 фото)

Светлана Владимировна Масаева
Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Методическое объединение воспитателей

раннего и младшего дошкольного возраста

Место проведения: МБДОУ №106 «Детский сад присмотра и оздоровления»

г. Кемерово.

Провели: педагогический коллектив МБДОУ №106 «Детский сад присмотра и оздоровления» г. Кемерово.

Участники: воспитатели детей раннего и младшего дошкольного возраста города Кемерово.

Тема семинара – практикума :

«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной деятельности»

Публикация «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, организации детского экспериментирования, совершенствование педагогического мастерства.

План проведения:

1. Вступление – приветствие (старший воспитатель – руководитель МО)

Психологический этюд «Доброе сердце»

(игра проводится с присутствующими педагогами)

Цель: формирование эмоционального благополучия и сплоченности в коллективе.

Старший воспитатель: "Уважаемые коллеги, давайте прислушаемся к своему сердцу, послушаем и ощутим, как оно бьется, излучая свою доброту всему окружающему. А теперь, давайте, возьмемся за руки и частичку своей доброты подарим друг другу. Видите, какое хорошее настроение теперь у всех вас! На лицах появились улыбки. С таким настроением теперь мы можем начать нашу работу.

Познавая мир, ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.

Коллеги посмотрите на то, что у меня в руках: губка (круглая, пипетка, ситечко, шприц, ложечки, резиновая груша, трубочки. Стаканчики, салфетки, детский дуршлаг, вилочка. Посмотрите на эти предметы, расскажите, как бы вы их использовали в исследовании опытно-экспериментальной деятельности ребенка.

(Ответы педагогов). Молодцы. Сколько игр вы уже придумали и перечислили. Здорово. И вот эти бы, казалось бы, обычные на первый взгляд предметы, превращаются в необыкновенные, волшебные игрушки для проведения опытов и экспериментов, для исследовательской деятельности. То есть обычные предметы и игрушки, можно с легкостью превратить в интересные и увлекательные игры, эксперименты и опыты, игрушки- эксперименты, немножко лишь их приукрасить, чтобы это было похоже на сказочных героев-персонажей.

В занятиях с детьми основное внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия у детей. Исследование выстраивает педагог, а воспитанники открыты поиску и новой информации. Следует помнить, что детки этого возраста стремятся подражать действиям взрослых. Поэтому их очень привлекают занятия в исследовательском уголке- здесь хранятся инструменты и оборудование, с которым умеют обращаться взрослые. Для поддержания постоянного интереса воспитатель знакомит ребят поочередно с инструментами-помощниками. В младших группах дети проводят опыты со стаканчиками, ложками, трубочками, ситечками, лупами. Стоит вначале экспериментирования показать новый инструмент и сообщить что он предназначен для сегодняшнего опыта- детям моментально захочется испытать его возможности.

Дети по природе своей исследователи. Воспитатель всегда учитывает непроизвольность внимания младших дошкольников. Начало занятия по познавательной деятельности, посвящается созданию ситуаций, которая мотивирует детей к исследованию (экспериментирования). Малыши, знакомясь с окружающим миром, стремятся рассмотреть предметы. Потрогать их, (руками или языком, понюхать, постучать им. Для занятий воспитатель подготавливает материал в достаточном количестве, чтобы каждый ребенок смог ознакомиться, потрогать и т. д. Или педагог обеспечивает доступ, к обьекту исследования одновременно для всех деток. Заведомая недоступность предмета резко снижает интерес и активность детей.

В начале занятия воспитатель включает детей в игровую ситуацию тогда опыты и эксперименты будут восприниматься как часть волшебной истории. К малышам в гости могут приходить герои-животные или сказочные персонажи: воспитатель надевает костюм или маску, использует перчаточную куклу или озвучивает плюшевую игрушку. Как вариант, в уголке экспериментирования может жить постоянный хозяин (мудрый филин или любой другой вымышленный герой. Дети здороваются с ним, и играют, а он предлагает им новые интересные опыты.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы. Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем да и вообще в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Суть экспериментальной деятельности заключается в том, что воспитатель должен создать проблемную ситуацию и предоставить детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения

Мне бы хотелось, чтобы вы следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Обязательная работа по экспериментированию, как и во всём педагогическом процессе это работа с родителями.

Какие формы работы с родителями используем мы:

1. Беседы

2. Консультации

3. Анкетирование

4. Родительские собрания

5. Совместные экскурсии

6. Наглядная информация

7. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Фото №1 Методическое объединение воспитателей раннего и младшего дошкольного возраста Место проведения МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления г Фото №2 Провели педагогический коллектив МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления г Фото №3 Участники воспитатели детей раннего и младшего дошкольного возраста города Кемерово

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды (центров развития).

Примерный перечень материалов и оборудования для Уголка экспериментирования (по возрастам)

Ранний возраст

- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, пластмасса, пробки из дерева.

- Мерные стаканчики, цветные, баночки с разными видами материалов: песок, сахар, земля.

- Пластмассовые стаканчики, мерные ложки, баночки с крышкой, трубочки, палочки.

- Фартуки, клеенка.

- Альбом «Опыты с разными материалами», Картотека опытов и экспериментов.

- Коллекция камней, фантиков.

- Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».

- Центр воды и песка, игрушки мелкие для игры с водой, песком, формочки.

Младший возраст

- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, пластмасса, пробки из дерева.

- Наборы «Разные виды бумаги», «Разные виды ткани».

- Магниты маленькие и большие, мерные стаканчики, воронки, лупа большая черная, лупы маленькие цветные,

- Баночки с разными видами материалов: масло, уголь, песок, сахар, земля,

- Пробирки на подставке.

- Пластмассовые стаканчики.

- Мерные ложки, минзурки.

- Пинцет, трубочки, палочки.

- Фартуки, клеенка.

- Альбом «Опыты с разными материалами», Картотека опытов и экспериментов.

- Картотека опытов и экспериментов.

- Коллекция камней, фантиков.

- Карточки с последовательностью работы над экспериментом, контейнер с оборудованием для опытов. Ведерки, шарики надувные разноцветные.

- Д/игра «Для умников и умниц». Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».

- Центр воды и песка, игрушки мелкие для игры с водой, песком, формочки.

План проведения Старший воспитатель Уважаемые коллеги давайте прислушаемся к своему сердцу послушаем и ощутим как оно бьется излучая свою доброту всему окружающему А теперь давайте возьмемся за руки и частичку своей доброты подарим друг другу Видите какое хорошее настроение теперь у всех вас На лицах появились улыбки С таким настроением теперь мы можем начать нашу работу Познавая мир ребёнок делает множество открытий Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников Любой ребенок вовлечен в нее постоянно он рвет бумагу разбирает игрушки играет с песком водой и снегом Коллеги посмотрите на то что у меня в руках губка круглая пипетка ситечко шприц ложечки резиновая груша трубочки Стаканчики салфетки детский дуршлаг вилочка

2. Объяснялки от наших детей.

3. Экспериментальная деятельность с детьми 1 младшей группы, воспитатель Глушкова Александра Григорьевна.

4. «Вопрос-ответ», воспитатель Плотникова Ксения Викторовна, Мельнейчук Наталья Александровна.

5. Экспериментальная деятельность с детьми 2 младшей группы, воспитатель Коломникова Жанна Сергеевна.

6. Чёрный ящик, воспитатель Плотникова Ксения Викторовна.

7. Экспериментальная деятельность с педагогами, воспитатель Тимофеева Ольга Валерьевна.

8. Притча о переменах.

Притча "о переменах"

Приходит Ученик к Учителю и начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!

Учитель молча поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он кинул деревянную чурку, в другой - морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе.

Через некоторое время он вынул то, что кинул, из воды.

«Что изменилось?» - спросил Учитель.

«Ничего…» - ответил Ученик.

Учитель молча кивнул и поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова кинул в один деревянную чурку, в другой - морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе.

Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, ничего не понимал.

«Что изменилось?» - опять спросил Учитель.

«То, что и должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зёрна кофе растворились в кипятке», - ответил Ученик.

«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», - ответил Учитель. «Посмотри внимательней. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно… вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат.»

Вода – это наша жизнь.

Огонь – это перемены и неблагоприятные обстоятельства.

Морковка, дерево, яйцо и кофе – это типы людей.

Они все в тяжелые моменты жизни меняются по разному.

1. Человек-морковь. Таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Они опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило» и… они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки» как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики и… предсказатели.

2. Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны, цельны, что ли. И именно такие люди показывают всем, что и тяжелые жизненных обстоятельства… всего лишь жизнь и за черной полосой всегда наступает белая.

3. Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни никто, а в тяжелые времена вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».

4. «А как же кофе!» - воскликнул ученик.

«О – это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств полностью растворились в окружающей среде, сделав из безвкусной воды вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» - ответил учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

«Есть особые люди. Их единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько меняют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя жизнь всех людей вокруг».

Всё мы разные и у всех разное отношение к переменам, главное понять, что перемены, это всегда к лучшему!

9. Обратная связь.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияФормирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Дошкольное детство – чудесный период для каждого ребенка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Опубликовано: 24 января 2024 в 10:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Владимировна Масаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД