Лучший педагог года

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Екатерина Попова
Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Отечественные педагоги-психологи отмечают, что именно в дошкольном возрасте имеются богатейшие возможности для развития коммуникативных отношений со сверстниками, «так как ребёнок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста». Следовательно, данный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными компетенциями.

Публикация «Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

«Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей».

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребёнок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств и связей, то в среднем и старшем дошкольном возраста в процессе игр он поглощён познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Значение игры в формировании социально-коммуникативных навыков ребёнка определяется тем, что «детская игра рассматривается как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений».

Включение детей в доступную им на данном возрастном этапе игровую деятельность, позволяет обогатить их представления о «мире вещей и мире людей», систематизировать эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Игры, направленные на формирование и развитие различных сторон коммуникации (логика, увеличение словарного запаса, звукопроизношение, рефлексия, эмоции и др., являются одним из эффективных способов формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.

Игра даёт возможность дошкольникам закрепить, уточнить, расширить их социальный опыт.

При работе с дошкольниками мной использовались различные педагогические приёмы, способствующие развитию коммуникативных компетенций в игре : детям были предложены игры, которые основывались на сотрудничестве и взаимопомощи; поощрение совместных игровых действий и помощи друг другу; оценка положительного примера других детей; одобрение стремления детей договариваться в играх, если возникают проблемы, конфликты; вовлечение детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве; подчеркивание необходимости соблюдения очереди, правил поведения в играх; ясное формулирование правил поведения в играх; вовлечение менее «популярных» детей в совместную деятельность; использование разных форм проявления внимания к детям (наблюдение за игрой, улыбка, контакт взглядом, мимикой, совместная деятельность, смех, выслушивание и т. д.).

Все эти приёмы использовались в работе с детьми с учетом их индивидуальных особенностей характера, возраста, на основе диагностических исследований.

В ходе психолого-педагогической деятельности по формированию коммуникативных компетенций у детей 4-7 лет использовались игры с фиксированными, открытыми правилами (дидактические, подвижные, строительные) и игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры).

Не секрет, что дошкольники не любят следовать правилам поведения, которые кажутся им скучными и неинтересными. По этой причине использовались игровые персонажи (Гномик Егорка, добрая Фея, которые помогали педагогу-психологу обучать детей хорошим манерам в области общения. Они «приходили» в тот момент, когда требовалась помощь в решении спорных вопросов, в конфликтных ситуациях, в обучении правилами поведения, взаимоотношения и общения.

Подвижные игры, организованные с воспитанниками средней группы в рамках организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности дошкольников, были направлены на развитие у детей этого возраста зрительно-пространственной адаптации и двигательной активности. Это такие игры как: «Где чей домик?», «Найди свой цвет», «Пустое место», «Ловишки», «Кто быстрее» и т. д.

Надо отметить, что почти все дети с большим желанием принимали участие в играх. После такой совместной деятельности у дошкольников улучшалось настроение, дети меньше ссорились. Играя, дети учились взаимодействию со сверстниками. Подвижные игры помогали дошкольникам почувствовать друг друга, развивали эмпатию. Игры способствовали сплочению детского коллектива, воспитывали положительные, доверительные отношения к сверстникам, помогали корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.

1. Арушанова, А. Коммуникативное развитие : проблемы и перспективы /А. Арушанова - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018-126с.

2. Венгер, Л. А. Воспитание детей в игре/Л. А. Венгер. - М. : Профессиональное образование,2016.-267с.

3. Выгодский, Л. С. Психология/Л. С. Выгодский. - М. 6 ЭКСИМО-Пресс,2012.-1008с.

4. Деркунская, В. А., Харчевникова, А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет/В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова М. : Просвещение,2016.-169с.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 12 января 2023 в 21:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД