Папки-передвижки

Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Юлия Фесенко
Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Создание коммуникативных ситуаций по картинному материалу на занятиях.

Картинный материал и детские рисунки послужили на данном этапе работы наглядностью для обучения детей составлению рассказов из их жизни, для бесед детей со сверстниками и взрослыми, для отработки приёма комментирования по следам своей деятельности (продуктивной, игровой и прочих)

В дальнейшем продолжилась работа по формированию у детей навыков коммуникативного поведения в процессе комментирования картинок.

Вариант 1. Вопросы для беседы:

Какое событие изображено на картинке? 

Публикация «Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях» размещена в разделах

Как вы думаете, почему именно этот эпизод выбран?

Почему вы так думаете?

Какие чувства возникают при рассматривании картинки?

Вариант 2 (рисунок)

О чём рассказывает рисунок?

 Где это происходит? 

 Как вы думаете, почему ты выбрал именно это, чтобы нарисовать картину?

Какие чувства возникают при рассматривании рисунка?

Дети составляли рассказы на конкретные темы. Они касались событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяли ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его: «Как я отдыхал летом» (дети рассказывают наиболее яркие события); «У нас в квартире» (дети рассказывают о младших и старших братьях и сестрах, о книгах и игрушках, о кошке, птице и др.); «Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его «лучшим другом»); упражнение «Если бы я был волшебником, я бы для бабушки.»; «Дома я люблю заниматься.» (о любимых играх и занятиях).

По рисункам дети упражнялись в их комментировании, при этом отрабатывались навыки диалогической речи и интеллектуальной децентрации поведения.

Его задача заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя собственное и глагол второго лица единственного числа. В процессе общения высказывания такого вида тоже обладают высокой частотностью.

Третий вариант. Ребенок сообщает другому о действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как ее подруга умеет кататься на коньках. Речевые конструкции в данном случае включают личное местоимение и глагол третьего лица единственного числа.

При этом, составляли диалоги, передавая смысл отношений между двумя лицами, опираясь на различные картинки. Говоря от имени, изображенного на картинке, ребенок входит в роль другого. Если на картине два персонажа, можно подключать двух и более детей. Такой вид диалогической речи доступен лишь детям старшего дошкольного возраста, когда они имеют достаточно большой опыт игровой деятельности и высокий уровень развития языковой и интеллектуальной способностей. При этом параллельно обогащается опыт решения детьми различных проблемных коммуникативных ситуаций, что способствует оптимизации развития и коммуникативной компетентности.

Содержание занятий реализовывали с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы. Занятия организовались в подгруппах 6-7 человек и строились по коммуникативному принципу.

На каждом занятии

— создавались оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней : ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;

— обеспечивалось главное условие общения - адресованность речи : ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);

— стимулировалась и поддерживалась речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

—осуществлялся целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составлял личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

— широко использовались различные коммуникативные средства : образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.  

На данном этапе работы дети овладевали следующими коммуникативными умениями : активно вступать в диалог, уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Творческое рассказывание по картинам.

Использование картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 5 видам творческого рассказывания:

Составление рассказа с добавлением предшествующих или последующих событий.

Составление рассказа с заменой объекта или действующего лица.

Составление рассказа с добавлением объекта (объектов) или действующего  лица (действующих лиц).

Составление рассказа с изменением результата действия.

 Составление рассказа со сменой времени действия.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, «высшее достижение речевого развития дошкольника».

При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.  Она создается логопедом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной (шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.) Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Использовались настольно-печатные игры различных видов:

Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д.

Разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

Игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Я проводила дидактические речевые игры следующим образом:        

Презентация игры педагогом.

Совместная работа педагога с ребёнком (обучение).

Самостоятельная работа ребёнка.

Поиск ребёнком своего нового варианта игры.

Совместная работа педагога с ребёнком (коррекция варианта игры ребёнка).

Самостоятельная работа ребёнка над своим вариантом игры.

Презентация ребёнком своего варианта игры.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Фесенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 21:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД