Папки-передвижки

Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников посредством игровой деятельности

Коледина Наталья Юрьевна
Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников посредством игровой деятельности

Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность

Введение

На основании федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. с изменениями от 13.07.2015 г. «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются :

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

Публикация «Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах

соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Возрастающая плотность уличного движения делает дороги всё более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Дошкольный возраст – плодотворный период: в это время развиваются наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, речь; закладываются предпосылки для развития словесно – логического мышления; формируются основы для развития всех психических процессов. Сегодня дошкольные организации стремятся обеспечить своим воспитанникам качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дорогах и улицах. По безопасному поведению на улицах города в отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт - это методические разработки и педагогические технологии Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой,О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др.

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Под профилактикой ДДТТ - понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Работа по профилактике ДДТТ в детском саду с. Кашары проводится в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

ЦЕЛЬ: формирование у воспитанников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах посёлка (города).

Задачи:

усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице через игровую деятельность;

формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Решение поставленных задач и цели осуществляется с помощью комплекса методов исследования:

теоретического анализа;

обобщения психолого-педагогической и методической литературы;

Игра как ведущий вид детской деятельности способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение различных социальных ролей, в игре ребёнок вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Игра обогащает личный опыт ребёнка, является инструментом творческого самовыражения, развивает память, мышление, формирует силу воли – учит и воспитывает дошкольника. Содержание детских игр отражает реалии настоящего окружающего ребенка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определенный момент времени действительности.

При формировании у дошкольников безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность были определены следующие принципы:

Последовательность – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Дифференцированный подход – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Возрастная адресованность – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Таким образом, через игровую деятельность у детей формируются следующие знания и умения:

Дети знают, могут узнавать и называть разные виды транспорта;

Имеют представление о дороге, умеют различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину и знают их назначение;

Знают сигналы светофора и их значение;

Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода.

Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды.

В процессе воспитания и обучения детей по профилактике ДДТТ учитывается следующее:

важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);

во время обучения не ограничиваемся словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми организовываем экскурсии к дороге,

проводим наблюдения за реальной дорожной обстановкой;

занятия проводятся не только по графику и плану, а используем каждую возможность в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила дорожного движения.

Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.

Предметно-развивающая среда по профилактике ДДТТ

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения в МДОУ создана предметно-развивающая среда по ПДД.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметно-развивающая среда в ДОУ по профилактике ДДТТ

Предметно-развивающая среда в МДОУ по обучению детей Правилам дорожного движения способствует познавательному развитию ребенка, установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.

Условия для самостоятельной деятельности :

В группе создан игровой уголок по правилам дорожного движения

В игровой уголок по правилам дорожного движения входят :

Развивающая среда:

1. Макет: разные виды перекрёстков, «Зебра».

2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.

3. Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины, кепка ДПС.

4. Дидактические игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…» и др.

5. Книжки-самоделки.

6. Картотеки подвижных игр; сюжетно-ролевых игр; словесных игр. дидактических игр; игр с макетом и других игр по правилам дорожного движения.

7. Книжки-раскраски, трафареты машин.

8. Альбомы «Транспорт», «Специальные машины», «Ситуации на дороге» и др.

9. Плакаты.

10. Художественная литература по данной теме.

В групе изготовлены руками взрослых макеты улиц, где обозначены перекресток, указатели для пешеходов, имеются макеты домов. Дети не только играют, но и одновременно отрабатывают, закрепляют значения дорожных знаков, знания правил поведения культурного пешехода и водителя, разбирают совместно с воспитателем ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

Таким образом, созданная предметно-развивающая среда в групе (приложение 4) соответствует ФГОС, позволяет проводить разнообразные формы работы с детьми, обеспечивает разные виды деятельности ребёнка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.

Формы работы с детьми по профилактике ДДТТ

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного по-

ведения на улице, используемые в нашем детском саду:

1. Игровая деятельность

подвижные игры;

дидактические игры;

настольно-печатные игры;

сюжетно-ролевые игры;

игры-драматизации и театрализованные игры;

игры с макетом.

2. Непосредственно образовательная деятельность

Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике ДДТТ отведена часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) по любому разделу программы. НОД или занятие организуется в форме занятие - игра, занятие-путешествие, на которых педагоги используют различные методы:

рассматривание картин и иллюстраций;

составление описательных рассказов по картине;

составление рассказов из личного опыта;

разучивание стихотворений;

разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д. ;

решение проблемных задач и ситуаций;

слушание аудиозаписей песенок, сказок;

просмотр мультфильмов, слайдов.

По продуктивным видам деятельности выполняются индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках - раскрасках.

В конструктивной деятельности воспитатели предлагают детям строительный

материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений созда-

ны условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.

Беседы, викторины.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и

представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:

«Что такое улица?», «Для чего нужны машины» (младший дошкольный возраст).

«Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?», «Правила пешеходов» (средний дошкольный возраст).

Для детей старшего дошкольного возраста :

«Правила пешеходов»; «Где и как переходить улицу».

«Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги.

«Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?».

«Для кого предназначены дорожные знаки?.»

«Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т. д.

Игровые проекты : «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Азбука пешехода».

В рамках художественно-изобразительной деятельности организованы :

конкурсы рисунков;

выставки моделей, макетов;

изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-речевой деятельности проводятся :

вечера загадок;

викторины;

конкурсы стихов и рассказов;

развлечения, праздники;

спектакли, театрализованные постановки.

Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Таким образом, разнообразные формы работы с детьми по профилактике ДДТТ, в том числе и в игре, позволяют сформировать у детей первоначальные знаний о правилах безопасного поведения на улице; сформировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятия окружающей обстановки. Ребёнок учится не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентироваться на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; развивают у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Взаимодействие с родителями воспитанников

В целом, работа нашего дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями.

Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного трав-

матизма:

1. Привлечение внимания родительской общественности к существующей

проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;

выработка плана совместных действий;

пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного

движения средствами наглядной информации : плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;

повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного

движения культуры поведения на улице;

активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;

ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями

восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;

информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к

правилам дорожного движения и их выполнения;

активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного

учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;

приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей

среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;

ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-

транспортного травматизма в районе, городе, крае;

выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осо-

знании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуа-

ций по правилам дорожного движения, с приглашением работников полиции,

ГИБДД, медиков.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Улицы поселка -

территория безопасности для детей».

4. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам ДДТТ).

5. КВН с участием родителей

6. Мастер – класс «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

7. Составление карты-схемы: «Мой двор», «Моя улица», «Безопасный

путь в детский сад».

8. Консультации:

«Безопасность детей – забота взрослых»;

«Вы, ребёнок и автомобиль»;

«Правила дорожного движения – знать каждому положено».

11. Издательство листовок, памяток, буклетов под рубрикой «Правила дорожные - всем нам знать положено».

12. Родительские собрания

13. Комплексное планирование месячника «Внимание – Дети!», «Красный, желтый, зелёный».

14. Выпуск газеты «Школа дорожных наук»

Таким образом, понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах посёлка, мы, педагоги, можем предположить, что полученные знания пригодятся нашим воспитанникам в дальнейшем и, сохранят не только здоровье им, но и жизнь

Публикации по теме:

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников посредством игровой деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Коледина Наталья Юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников посредством игровой деятельности
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 10:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД