МААМ-картинки

Формирование коллектива детей детского дома посредством комплекса тренинговых занятий

Агафонова Анна
Формирование коллектива детей детского дома посредством комплекса тренинговых занятий

Коллектив, как любой живой организм, возникает, процветает, продвигается через кризисные этапы, разрушается, погибает и снова может возродиться. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие.

Публикация «Формирование коллектива детей детского дома посредством комплекса тренинговых занятий» размещена в разделах

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свои взаимоотношения с партнерами.

Коллектив, по мнению А. С. Макаренко – это «объединённая группа, участники которой имеют общую социально значимую цель.

Так же он отмечал что, это «социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.

Особое внимание А. С. Макаренко уделял становлению и развитию коллектива, организации опыта коллективной жизни, формированию радостного самочувствия личности в коллективе, рассматривал детский коллектив как полноправное явление общественной жизни.

Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. Ведь коллектив занимает существенное место в процессе развития личности. Человек становится личностью в обществе других людей, он не может жить без общества себе подобных. Личностью человек не рождается, а становится.

Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива :

1) «организационное единство школьного коллектива;

2) руководящая роль школьного коллектива;

3) руководящая роль педагога;

4) богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами;

5) ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей;

6) самодеятельность, творчество, инициатива;

7) постоянное умножение духовных богатств;

8) гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний;

9) создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния;

10) интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьными и другими коллективами нашего общества;

11) эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.

Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности детские дома.

Детский дом является государственным образовательным учреждением. Детский дом - это «государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основная задача детского дома : создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями.

Дети попадают в учреждения, пережив разные жизненные ситуации, которые привели их к сиротству: смерть родителей, их алкоголизм, сексуальное или физическое насилие, оскорбления и унижения. Психологические травмы, которые переживают дети, оставляют неизгладимый след на психике ребенка и, следовательно, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей, испытавших семейное неблагополучие.

Основными причинами проблемного поведения детей и подростков являются:

1) неспособность справится с учебной нагрузкой, неуспеваемость в школе;

2) конфликты с педагогами, со сверстниками;

3) бедный словарный запас, заниженное притязание в сфере образования, отсутствие либо неопределенность жизненных и профессиональных перспектив;

4) склонность к бродяжничеству, повышенные риски стать жертвами насилия и преступления или вовлеченность в преступную деятельность;

5) приобщение к алкоголю и наркотикам, токсическим веществам, курению в раннем возрасте;

6) проявление асоциального поведения в виде мелких краж, хулиганства, попрошайничества, вымогательства, циничного отношения к сверстникам, воспитателям.

Приоритетными задачами воспитания детей-сирот являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: духовной, экономической, политической. Особенно важно и сложно в условиях детского дома обеспечить социальную грамотность сирот, подготовить их к семейной жизни, трудовой деятельности, выбору профессии, сформировать нравственные ценностные ориентации.

Формирование коллектива в условиях детского дома является наиболее важным так, как у детей появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», повышение значимости проблем, связанных с самооценкой, сочетаются с трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности к себе, не пониманию окружающих, и зачастую к формированию защитного агрессивного поведения.

Поэтому важной задачей педагога является правильно сформировать детский коллектив.

Подавляющее большинство воспитанников детского дома испытывают проблемы в общении с окружающими. У определенного числа это связано с проявлением агрессии. И немало сил, терпения нужно воспитателю, чтобы преодолеть привычный способ ребенка-сироты взаимодействовать с окружающим миром.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из семьи и помещения для проживания в интернатное учреждение, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников, и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Ребенок, проживающий в детском доме, находится постоянно в ситуации «вынужденного контроля» окружающей действительности, как следствия уже пережившей травмы утраты семьи. А значит в ситуации беспокойства и проявления тревоги.

Большие проблемы у воспитанников детских домов возникают при общении как с детьми, так и со взрослыми. Причем уровень развития общения ребенка со взрослыми во многом определяет характер его контактов со сверстниками. Контакты со взрослыми и сверстниками в детском доме у воспитанников выражены гораздо слабее. Они однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам. Это объясняется отсутствием эмпатии, умения и потребности разделить свои чувства, переживания с другим человеком.

Формирование детского коллектива это «долговременный процесс, имеющий положительную тенденцию становления под воздействием социально психологических факторов (поездки, экскурсии, субботники, спортивные мероприятия, походы, игры и т. д.). Они порождают нужные характеристики коллектива : дружбу, сплоченность, психологический климат класса, межличностные отношения, мотивацию.

В процессе изучения педагогического опыта педагогов практиков РФ и РС (Я) по формированию детского коллектива в условиях детского дома нами были выделены следующие методы и приемы:

1) игровой (И. Б. Галдина, П. Т. Кривомазов, Е. О. Кулакова, М. В. Онкина, Н. Н. Сенотарова, Т. В. Скрябина, С. А. Татаркина);

2) упражнения (С. Н. Иванов, П. Т. Кривомазов, Т. А. Кулаева, Е. О. Кулакова, Д. С. Уманец, Е. В. Силина, Е. О. Хакимова);

3) дискуссия (И. Б. Галдина, О. В. Мавровская, Е. О. Хакимова, Т. Ю. Смирнова);

4) изотерапия (Н. И. Герасимова, Е. О. Кулакова, М. В. Онкина);

5) беседа (Е. В. Силина, Д. С. Уманец, Т. В. Скрябина, Н. И. Герасимова, Е. В. Силина).

Рассмотрим более подробно методы, которые используют педагоги практики:

П. Т. Кривомазов, педагог-психолог [2], разработал и успешно применяет на практике программу по развитию навыков общей коммуникации и делового общения у воспитанников и выпускников детских домов «Я слышу вас - вы слышите меня». Программа состоит из трех этапов:

1) диагностический;

2) развитие и коррекция эмоциональной сферы;

3) развитие коммуникативных навыков в сфере дружеского и делового общения.

В программу включены 17 тренинговых занятий, которые состоят из упражнений, релаксационного дыхания, игр, бесед и домашнего задания.

Кулаева Т. А. педагог-психолог, разработала программу «Коррекция нарушений коммуникативных способностей, формирование достаточного уровня самосознания, предотвращение искажения общественно-социальных потребностей» Тренинг ориентирован на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В программе используется три вида игровых методов:

1. ролевая игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя;

2. игра-активатор - тренировка способа эффективного взаимодействия в разных качествах отличных друг от друга социальных ролей;

3. Игры на интенсивное пространственное взаимодействие - помогают участникам продуктивно взаимодействовать друг с другом, выполняя общую игровую задачу.

М. В. Онкина, воспитатель детского дома «Северное сияние», использует на практике программу по формированию и коррекции межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома «Давай дружить вместе». Программа состоит из четырех этапов:

1) диагностический;

2) установочный;

3) формирующий;

4) этап оценки эффективности занятий.

Составленная программа состоит из 26 тренинговых занятий по 45 минут каждое и направлена на создание благоприятного психологического климата, формирование межличностных отношений подростков. С ее помощью, создаются необходимые условия для работы с группой, устанавливаются тесные дружеские связи, развиваются межличностные отношения, и сплочение коллектива подростков.

Проанализированный психолого-педагогический опыт практиков, РФ и РС (Я) позволил определить более эффективные методы для социализации детей-сирот и успешного формирования детского коллектива в условиях детского дома. Основной формой работы является тренинг, на основе которого применяются: арт-терапия, упражнения, дискуссия, беседа, игра и др.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Библиотека изображений:

Публикация Формирование коллектива детей детского дома посредством комплекса тренинговых занятий (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Агафонова Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование коллектива детей детского дома посредством комплекса тренинговых занятий
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 16:03
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД