МААМ-картинки

Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях

Коломицкая Тамара Владимировна
Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях

Выступление на РМО

(Коломицкая Тамара Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21)

«Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях»

СЛАЙД 1:

ФГОС предусматривает внедрение современных педагогических методик в образовательный процесс.

На сегодняшний день актуальной является проблема формирования духовно – нравственных качеств подрастающего поколения: правильная духовная жизнь обеспечивает и здоровье нации, и безопасность государства.

Публикация «Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях» размещена в разделах

Наша задача - защитить духовную сферу детей от внешних и внутренних угроз. Никому не удастся закрыть детям глаза и уши, лишить их общения и обмена информацией, спрятать их от жизни даже при самой современной системе «блокирования опасных информационных каналов», если у них не будет прочного духовного стержня, если мы не воспитаем в них духовной основы.

Слайд 2. Делать это мы можем путём сохранения и укрепления нравственных ценностей, духовных, культурных традиций и традиций патриотизма.

Без создания соответствующей среды невозможно воспитание духовно здоровых людей.

Развивая и охраняя духовную среду, мы оказываем воздействие на ребёнка, формируя него положительные духовные качества.

Духовность человека определяется устойчивостью положительных духовных качеств.

Духовные качества в дошкольном возрасте формируются, в том числе, и на этнокультурных ценностях.

Слайд 3. Основная цель этнокультурного образования - воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, хранителя традиционной культуры.

Благодаря собственным культурным традициям народы, населяющие Россию, созидают безопасность жизнедеятельности и личную безопасность.

Именно поэтому в своей работе уделяю большое внимание вопросам формирования качеств духовной безопасности с учетом этнокультурного воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Этнокультура реализуется в процессе повседневной педагогической практики, на основе этнокультурных традиций, нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.

Слайд 4:

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)

Воспитание любви и уважения к своим корням, к своей малой Родине, в дальнейшем послужит фундаментом для развития целостной гармонически развитой личности, способной противостоять вызовам современного общества. В своей работе уделяю этому особое внимание.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурных традиций благотворно влияет на формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Слайд 5: Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Но интерес дошкольников к этнокультурному материалу неустойчив, ситуативен.

Слайд 6. Традиционно, в нашем детском саду мы создали музей истории и быта «Хата казака», где знакомим детей с жилищем, домашней утварью и предметами быта, национальной вышивкой, казачьим костюмом, национальной кухней и др. В групповых комнатах имеются куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного творчества, произведения художественной литературы, наглядный материал с изображением символики, сборники народных сказок, пословиц, поговорок, перечень народных игр и др. Основная задача данной работы - расширение и углубление представлений детей о национальной культуре, формирование их этнической идентичности.

Но, как ни странно, в беседах с детьми выясняется, что не все дети могли назвать традиционные праздники, предметы быта, ремесла своего народа и пр.

Для повышения этих показателей надо учитывать особенности клипового мышления современного молодого поколения и организовывать работу по их этнокультурному развитию на основе применения инновационных средств виртуального образовательного пространства.

Слайд 7. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игровая форма организованной образовательной деятельности создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности. Использование ЦОР помогает решать эту задачу.

Свою работу по формированию качеств духовной безопасности реализую с учетом этнокультурных ценностей и современных ЦОР. Для этого мне пришлось освоить ряд программ и ИКТ.

Не всегда готовые электронно-образовательные ресурсы подходят для использования в образовательном процессе и для конкретной образовательной задачи педагога, поэтому приходится импровизировать и искать новые способы и методы для решения этих задач.

Обладая определёнными навыками использования ЦОР, научилась разрабатывать собственные учебно-дидактические, методические, демонстрационные материалы с учётом поставленной образовательной задачи.

Слайд. 8 Создание игр и методических пособий с использованием ЦОР позволяют вовлечь родителей в образовательный процесс группы. А использование Интернет – ресурса (через сетевое взаимодействие, позволяет быстро распространять созданный материал.

Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития придерживаюсь принципиально важных условий. Эти условия таковы:

- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей;

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей ;

- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

Слайд 9. Для работы по формированию качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях я использую обучающие видеофильмы в формате WMV, сложные презентации с использованием триггеров в среде Power Point.

Слайд 10. Мною разработаны Презентации на закрепление кубанских народных игр, заповедей казаков, головных уборов казаков, Слайд 11 народных праздников (Масленица, Пасха) создание видео слайд-шоу «Онлайн - фотовыставка по ознакомлению с национальным костюмом», Слайд 12 виртуальная экскурсия по святым местам г. Краснодара, видеоэкскурсия «Мой храм - храм явления Креста над Иерусалимом», Слайд 13. «Храм трех святителей», «Святые места Ленинградского района»

Слайд 14 Для ознакомления детей с традициями кубанского народа

я применяла фрагменты видеороликов с электронного ресурса You TUBE

виртуальная экскурсия «Народный кубанский костюм», «Кубанские старинные игры», кубанская казачья сказка «Казак и птицы».

Во время его просмотра внимание детей обращалось на украшение национального костюма, оформление жилища, представленность предметов обихода, обсуждались виды трудовой деятельности, мелодичность народных песен, богатство музыкальных инструментов и т. д.

Слайд 15. При ознакомлении с обычаями мы использовали сайт You TUBE «Обычаи и традиции Кубани». Здесь представлена информация о кубанском фольклоре и традициях в виде текстового и видеоматериала о разных обычаях казаков, даны методические рекомендации по их проведению.

Для знакомства с традиционными кубанскими играми мы воспользовались электронным ресурсом You TUBE. Например, видеофрагмент «Кубанские старинные игры» позволил детям быстро освоить правила ее проведения и вызвал интерес к другим народным играм.

Слайд 16. Эффективной инновационной формой этнокультурного развития детей, как показала практика, является виртуальная экскурсия - посещение сайтов, например, музеев, этнографических комплексов (открытый этнографический комплекс Атамань) и др. Слайд 17. Мы просмотрели с ребятами фильм «Занятие – экскурсия в музей «Кубанская горница»», «Музеи Краснодара», дали родителям рекомендации с подбором полезных ссылок для расширения кругозора воспитанников в данном направлении.

Я думаю, каждый педагог сам решит, что в данный момент ему необходимо разработать.

Использование ЦОР позволило мне значительно разнообразить образовательную деятельность.

Слайд 18. В тоже время, ЦОР не следует заменять другие традиционные практики ДОУ: развивающие и подвижные игры, работу над проектами, конструирование, рисование, занятия музыкой т. д. ЦОР интегрирую в образовательную среду как инструменты творчества, которые применяются для конкретных целей и творческих результатов.

Слайд 19. В результате проведённой работы дети могли на слух определить национальную мелодию, называли национальных героев, предметы быта и т. п., при этом активно аргументировали выбранный ответ, проявляли активный познавательный интерес к этнокультурному материалу.

Можно сделать вывод о том, что теперь дети знают намного больше о традиционных национальных ремеслах, праздновании народных праздников, отличительных особенностях национального костюма, предметах обихода и быта, умеют играть в народные игры и т. д.

Таким образом, эффективными механизмами инновационного развития этнокультурного образования детей являются:

1) создание информационно-методических условий развития этнокультурного образования, в частности, виртуального пространства, что открывает возможность широкого использования интерактивных и информационных технологий, технологий дистанционного (мобильного) характера и обеспечения образовательного процесса актуальными практиками обучения и воспитания с ярко выраженной этнокультурной составляющей учебной и игровой деятельности;

2) отбор дидактического материала этнокультурного содержания с учетом социокультурных и этнических особенностей местности;

3) ознакомление детей с этнокультурами и опытом взаимодействия с миром национальных культур и толерантного отношения к ним.

Включение в образовательную деятельность ЦОР позволяет решать важные задачи по формированию качеств духовной безопасности, помогает формировать этническую идентичность в поликультурной среде, приобщает дошкольников к народной культуре.

Слайд 20.

Уважаемые коллеги!

Пусть все ваши прекрасные идеи непременно воплотятся в жизнь!

Приглашаем вас совершить виртуальную экскурсию в наш поселок и детский сад, с детьми моего выпуска.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Читательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книгеЧитательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книге Читательский дневник - как средство формирования духовной потребности к книге. Книга-верный, Книга-первый, Книга-лучший друг ребят. Нам.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование основ безопасности во второй младшей группеФормирование основ безопасности во второй младшей группе Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Коломицкая Тамара Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование качеств духовной безопасности дошкольников на этнокультурных ценностях
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 17:39
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД