Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с историей родного города Михайлова

МАРИНА ГАВРИЛОВА
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с историей родного города Михайлова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василёк»»

муниципального образования – Михайловский муниципальный район

Рязанской области

Инновационный проект

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города Михайлова»

Выполнила:

Гаврилова Марина Алексеевна,

Воспитатель

Михайлов, 2019г

Вид проекта:

Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с историей родного города Михайлова» размещена в разделах

- по направленности – информационный;

- по составу участников – групповой;

- по продолжительности – краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель Гаврилова М. А., дети старшего дошкольного возраста, родители, священнослужители - «отец» Александр и «отец» Вячеслав.

«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Д. Медведев

Приближается 75-летие празднования Победы. Дата очень значимая для нашей великой страны – «праздник со слезами на глазах». Тогда, в 41-ом, весь народ: рабочие, крестьяне, женщины и мужчины, юноши и старики поднялись на защиту нашей Родины.

Что такое Родина? Это тысячи сёл, деревень, посёлков, маленьких и больших городов. У каждого из нас есть место, где мы родились, место, которое мы называем малой Родиной. И везде, у каждого населённого пункта есть своя история, свои герои, которые на фронте или в тылу, ковали победу. Мы должны помнить и передавать эти знания, исторические факты из поколения к поколению. «Память – одно из важнейших свойств бытия, основа культуры и нравственности» (Д. С. Лихачёв)

Актуальность

Но за гонкой интеллектуального развития, материальных ценностей теряется историческая преемственность поколений. Дети не знают истории своей малой Родины, не знают героев, которыми можно не только гордиться, но и брать с них пример. Поэтому ФГОС одной из приоритетных задач в реализации духовно-нравственного развития и воспитания определяет задачу формирования гражданско-патриотического сознания, привитие духовно-нравственных ценностей гражданина России, так как именно в дошкольном возрасте, важнейшем этапе развития ребёнка, происходит активное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. И особенное место в этом развитии является воспитание чувства патриотизма, которое очень многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ.

Столкнулись и мы с проблемами незнания истории родного Михайлова коренными жителями : почему он так называется, какая дата считается точкой отсчёта возраста города, о роли Михайлова в годы войны, о героях, которых было немало. Поэтому мы решили заняться просветительской деятельностью не только с детьми, но и их родителями.

Новизна

На примере небольшого Михайловского района, г. Михайлова можно проследить историю большой страны России.

В годы Великой Отечественной войны из Михайловского района были призваны на фронт более 40 тысяч человек. Портреты многих мы видим, участвуя в Бессмертном полку, вместе с родителями собираем фотографии родственников, письма с фронта, призывные и наградные документы. О многих участниках военных действий, в том числе и в честь кого названы улицы Михайлова, о героях Советского Союза мы разрабатываем проекты. Биографии этих людей очень разные: кто-то кадровый военный, кто-то рабочий, колхозник, это люди, имеющие разное образование, разное социальное положение, по – разному смотрящие на жизнь, атеисты и верующие, но их всех объединяло только одно - защита своего Отечества от врага.

В данном проекте мы хотели бы познакомить детей с ещё одним нашим земляком, уроженцем Михайловского района, Героем Советского Союза, кавалером боевых медалей и орденов, в том числе и медали за оборону Сталинграда – архимандритом Кириллом (Павловым, и через знакомство с биографией Кирилла (Павлова, имеющего статус всемирного духовника, и чьё 100-летие было отмечено 8 октября 2019г. в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, раскрыть детям и историю города, и роль Русской Православной церкви в годы войны.

Гипотеза

Применяя как традиционные, так и инновационные методики, мы уверены, что знакомство с интереснейшими историческими фактами, подтверждённые беседами, наглядностью (фотоальбомы, презентациями, встречами со священнослужителями г. Михайлова, не только расширят знания детей о событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны, но и дети будут способны переживать, будут гордиться своей историей, будут и в дальнейшем изучать историко-культурное наследие, будут верны своему гражданскому долгу и будут готовы к защите Отечества.

Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение исторических фактов о родном городе Михайлове.

Создать условия для развития у детей умения понимать моральные и этические нормы, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Способствовать побуждению у детей чувства сопричастности к истории своей малой Родины, к его героям.

Задачи:

Обучающие:

- Организовать деятельность, направленную на закрепление знаний об исторических аспектах названия родного города;

- Формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувства сопричастности к истории, к своей малой родине, к Отечеству;

- Приобщать детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения биографии нашего земляка архимандрита Кирилла (Павлова)

Развивающие:

- Развивать у детей гражданственность, патриотизм, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества;

- Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;

- Стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни.

Воспитывающие :

- Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, своему народу, к прошлому России;

- Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины, уважение к истории своей страны.

- Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Этапы проекта:

1. Организационный

- Создание плана работы: какие темы хотелось бы раскрыть, продумать разнообразные формы работы, которые могли более полно и в соответствии с возрастом осветить познавательный материал;

- Сбор материала – беседы с «отцом» Вячеславом и «отцом» Александром;

- работа с материалами в Михайловском историческом музее;

- поиск необходимой информации в интернете;

- анкетирование родителей.

- Создание презентаций по темам;

- Создание развивающей среды (макет герба г. Михайлова с фотографиями достопримечательностей, Михайлов – город Воинской доблести, «Экскурсоводное дерево по прошлому и современному Михайлову, фотоальбомы: «Архимандрит Кирилл (Павлов)», «Они сражались за Родину», «Достопримечательности г. Михайлова»)

2. Основной

Занятие по познавательному развитию «Почему наш город называется Михайлов»

Занятие по познавательному развитию Знакомство с иконами «Архангел Михаил», «Дмитрий Донской», «Александр Невский», «Георгий Победоносец» (святые, покровительствующие русскому воинству). Рассматривание памятников Георгию Победоносцу, находящиеся в Москве, Рязани, Севастополе,

рассматривание герба России

Беседа

Беседа с «отцом» Александром,

показ презентации,

рассматривание фотографий на тему «Роль Русской-Православной Церкви в Победе над фашистскими захватчиками

Занятие по познавательному развитию «Михайлов – город Воинской доблести»

(Все случайности не случайны – освобождение Михайлова в День памяти Александра Невского);

Занятие по познавательному развитию «Вклад Русской Православной Церкви в Победу»);

Беседа Знакомство детей с нашим земляком, уроженцем Михайловского района, Героем Советского Союза, кавалером боевых медалей и орденов, в том числе и медали за оборону Сталинграда – архимандритом Кириллом (Павловым, имеющего статус всемирного духовника, и чьё 100-летие было отмечено 8 октября 2019г. в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Родительское собрание с привлечением священнослужителей тема: «Наше великое прошлое» (беседа, просмотр презентации)

Экскурсия Михайловский исторический музей

Экспозиции: «Листая страницы истории нашей», «Тыл-фронту»; диорама «Освобождение Михайлова»

3 этап – итоговый

- Музыкально-поэтическая композиция «Родной Михайлов» (стихи и песни, посвящённые родному городу, написанные Михайловскими поэтами и музыкантами).

- Викторина «Наша малая Родина – Михайлов»

- Создание альбома «Наш земляк архимандрит Кирилл (Павлов)»

Взаимодействие с родителями

Для реализации поставленных задач проекта «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города Михайлова» самое большое значение имеет непосредственное участие родителей.

Сотрудничество с родителями необходимо, чтобы получать обратную связь в деле духовно-нравственного воспитания детей.

Формы работы с родителями:

- беседы с родителями;

- анкетирование родителей;

- проведение родительского собрания;

- помощь в подборе иллюстраций, открыток, книг, фотографий о городе Михайлове, о героях ВОВ, о памятниках;

- оказание помощи в проведении экскурсий в Михайловский исторический

музей;

- изготовление совместно с детьми альбома «Достопримечательности

г. Михайлова»;

- оказание помощи в проведении музыкально-поэтической композиции «Родной Михайлов»;

- участие в викторине «Наша малая Родина – Михайлов».

Методика подачи материала

При методике подачи материала были использованы:

-Принцип интеграции (сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, эстетическое и интеллектуальное развитие);

-Культурологический принцип (воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника);

-Краеведческий принцип (используя местное окружение, проводятся экскурсии в музеи для накопления чувственного опыта);

-Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

История Михайлова, его название связано с нахождением иконы Архангела Михаила - предводителя Небесных сил и покровителя воинства земного. Святые Дмитрий Донской, Александр Невский, Георгий Победоносец также являются покровителями русского воинства. И именно эти святые неразрывно связаны в годы Великой Отечественной войны с историей и Михайлова и с историей страны в самое тяжёлое для неё время.

6 декабря 1941 года в день памяти Александра Невского наши войска начали успешное контрнаступление и отбросили немцев от Москвы. 7 декабря считается Днём освобождения Михайлова.

По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия «…наверное, не случайно именно Михайлов был первым русским городом, освобождённым от фашистских захватчиков.»*

1. Почему наш город называется Михайлов?

Работа над проектом решили начать с тестов: первый вопросы касались памятника Архангелу Михаилу, который был установлен на Соборной площади в 2015г. Почти все дети видели этот символ города, но рассказать о памятнике, кто такой архангел Михаил, что значит этот символ для города никто не смог.

И первая беседа с детьми была посвящена интереснейшему историческому факту, а именно, стараясь утвердить российские границы от татарских набегов, царь Иоанн Васильевич выбрал место, где должен быть построен и укреплён город – крепость.

Первым делом в новом городе, как положено, расчищалось место для постановления церкви, и на месте, которое предназначалось церковному алтарю, был найден древнего письма образ Архистратига Михаила, обложенный серебром и ничем не повреждённый. С тех пор, согласно указу Иоанна, Грозного «град Михайловым нарёкся» (1551г.)

2. Иконы: «Архангел Михаил», «Дмитрий Донской», «Александр Невский», "Георгий Победоносец».

Памятники Георгию Победоносцу, герб России

Икона «Архангел Михаил» изображает его, как главного борца с людским беззакониям. Именно поэтому Церковь его называет «архистратиг», то есть вождь, старший воин.

Святой Александр Невский, святой Георгий Победоносец.

Памятник Георгию Победоносцу воздвигнут в нескольких городах. В том числе Москве, Иваново, Рязани, Севастополе. Памятник открывали в честь победы русского народа в Великой Отечественной войне, Куликовского, Бородинского сражений. 6 мая верующие православной церкви отмечают день памяти Георгия Победоносца.

На гербе России изображен двуглавый орел, одна голова которого обращена на Восток, а другая на Запад. А в центре орла изображён Святой Георгий Победоносец, убивающий копьём змея.

3. Михайлов в годы ВОВ

Коснулась ли Михайлова война? Какова роль Михайлова в годы Великой отечественной войны?

24 ноября в 8 часов утра в наш город ворвались фашисты (моторизированный корпус армии Гудериана). Заняв город, фашистские войска вечером того же дня учинили погром магазинов и складов. Потом приступили к грабежу мирного населения. Отбирали тёплую одежду, обувь, продукты питания. У 7 жителей города посреди улицы немцы сняли с ног валенки и заставили идти босиком, расстреливали не в чём не повинных людей. Жители города прятались от немцев, оставляя свои дома, уходили в подвалы, к родственникам в деревню.

А советское командование между тем готовило силы для контрудара.

В ночь с 6 декабря (в день памяти Александра Невского) на 7 декабря город был полностью освобожден от немецких захватчиков воинами 328 и 330 стрелковых дивизий 10-ой Армии под командованием генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова. Декабрь 1941 года показал, что сломить волю россиян, поставить их на колени невозможно.

Признанием заслуг наших земляков в защите рубежей Родины, за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный михайловцами в годы Великой Отечественной войны, стало присвоение городу Михайлову в 2015 году почетного звания «Город воинской доблести».

4. На примере Михайлова показать бедственное положение Церквей с 1917 по 1941гг. в России и их вклад в Победу

Жители Михайлова, как и жители России того времени, были глубоко верующими людьми. В небольшом городке с 16 по начало 20 веков работающих храмов было более 10. Начиная с 1917 года церкви стали взрывать, приспосабливать под склады, разрушать. В годы войны в Михайлове осталась одна работающая церковь Рождества Христова. Всю войну в храме проводились службы. Сюда прибегали михайловцы, спасаясь от налетов вражеской авиации. Ни один снаряд не попал в храм, он остался целым и невредимым.

И эта единственная церковь внесла свою, пусть маленькую лепту в Победу в Великой Отечественной войне. Жители города Михайлова собирали одежду, продукты, фураж, которые на обозах доставлялись по назначению, деньги.

Это на деньги всей русской Православной Церкви были произведены: танковая колонна «Дмитрий Донской», эскадрилья «Александр Невский», «За Родину!», верующими в фонд обороны было собрано 300 миллионов рублей. В этот трагический период для Церкви многие тысячи, сотни тысяч верующих людей своей смертью засвидетельствовали верность христианству, верность своей Отчизне. Встала «страна огромная», как один человек, на «священную войну».

Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.

В первый же день войны. 22 июня 1941 года, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Старогородский) обратился ко всему народу:

«Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили о священном своём долге пред родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени, и мы»

По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы.

5. Биография Кирилла (Павлова)

В небольшой деревеньке, под Михайловым в 1919 году в крестьянской семье родился мальчик – Ваня Павлов. Мальчика крестили в храме Рождества Богородицы в Маково и дали имя Иван, так как на следующий день, 9 октября, Церковь отмечала память апостола Иоанна Богослова. (Храм, в котором крестили батюшку, не закрывался и в советское время, действует он и сейчас. Впоследствии в этом храме отец Кирилл сказал свою первую проповедь). Родители его были верующими людьми, воспитывали сына в строгости и в вере в Бога. Когда Ване исполнилось 12 лет, отец отвёз его учиться в школу в Касимов, так как в деревне школы не было. После окончания школы Иван Павлов поступает в индустриальный техникум. После окончания техникума он был призван в Армию, служил далеко от дома, на Дальнем Востоке. Практически сразу Иван принял активное участие в Финской войне, а в Великую отечественную войну прошёл расстояние от Сталинграда до Румынии.

Есть одна русская поговорка: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». На страшной войне многие стали верующими, под свист пуль читали молитвы, просили Господа, чтобы дал им силы, мужества выстоять на полях сражений, просили за жизнь близких, да и за свою тоже.

В дни Сталинградской битвы в сентябре 1942 г. разведгруппа, которой командовал сержант Павлов, отбила у противника в центре города единственный уцелевший четырехэтажный дом и в течение двух месяцев удерживала здание, бывшее стратегическим плацдармом. Поныне сохраняются руины одной из стен Дома Павлова, напоминая нашим современникам о том, как выглядел город после сражения.

В Сталинграде, после его освобождения, в разрушенном доме Иван Павлов находит Евангелие (Слово «евангелие» принадлежит греческому языку, в переводе на русский язык оно означает «доброе известие», «благая весть». Страницы божественной книги он по листочкам собрал в разбитом доме, после чего привёл её в надлежащий вид. Эта книга, Евангелия, не оставила равнодушным Ивана Дмитриевича Павлова, вызвала у него большой интерес, он стал читать её, и старался понять всё, что было в ней сказано. В ходе военных действий Иван Дмитриевич видел множество страшных событий, и появление Евангелие стало для него чудотворным источником, (успокаивающим, поскольку в божественной книге имелись ответы на вопросы, которые он не мог найти.

Иван Дмитриевич Павлов окончил войну в звании лейтенанта, но до окончания Великой отечественной войны он ни разу не выпускал из рук Евангелие и носил её в нагрудном кармане на всём жизненном пути. После окончания войны в тяжёлых жизненных ситуациях, божественная книга спасала и утешала Ивана Дмитриевича.

Звезду Героя Советского союза и орден Отечественной войны гвардии сержант Иван Павлов получил беспартийным. Мы знаем, что на фронте эти награды давались только за собственное мужество и героизм. Беспартийный красноармеец Павлов прошел Румынию, Венгрию и Австрию в составе танкового корпуса.

А вернувшись в 1946 году в Москву, отправился в Московскую духовную семинарию — узнать, как стать священником (поступил и закончил её). Спустя время примерно в 1954 году будущий архимандрит Кирилл пошел путём иночества в Троице-Сергиевой Лавре. Впоследствии именно здесь возложили на него послушание духовника всей братии Лавры. Спустя время его посвятили в сан архимандрита, за смиренность и любовь к Всевышнему, а также за любовь к православной христианской вере.

Он помогал сотням людей не только духовно, но и материально. Приезжал и на свою малую Родину в Маково, где упокоились его родители. Привозил и присылал подарки. Его попечением был восстановлен сельский храм и колокольня в селе.

О жизни Ивана Павлова, которого мы знаем, как архимандрита Кирилла (Павлова) и его военном прошлом сведений очень мало. Скупые рассказы отца Кирилла о войне не касались его собственного боевого прошлого. Это были рассказы о суровых армейских буднях и смерти - вечной спутнице солдата.

До начала реализации проекта были проведены беседы с детьми и анкетирование родителей по теме «Город в котором мы живём». Выяснилось, что не только дети, но и их родители (даже коренные жители) не знают историю родного города Михайлова : почему он так называется, когда и кем был основан, о роли города в годы Великой Отечественной войны, и за что Михайлову присвоено звание «Город воинской доблести», о героях земляках, которых было немало, том числе о архимандрите Кирилле (Павлове, о роли православия и веры людей в тяжёлое военное время.

- Почему наш город получил название Михайлов (ответили 20% детей)

- Наш г. Михайлов в годы ВОВ (15% детей)

- В честь каких героев ВОВ названы улицы г. Михайлова (10% детей)

- Наш земляк архимандрит Кирилл (Павлов) (0% детей)

После реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через историю родного города Михайлова» снова была проведена беседа с детьми и анкетирование родителей по данной теме.

На диаграмме видно, что в результате реализации проекта, наши дети много нового и интересного узнали:

- об истории возникновения родного города Михайлова (знают 95% детей,

- его роли в годы войны (90% детей,

- о героях ВОВ, в честь которых названы улицы города (90%,

- и конечно же о нашем земляке герое Советского Союза архимандрите Кирилле (Павлове) (85%).

Не был достигнут 100% результат из-за пропуска детьми занятий по теме проекта по причине болезни.

Вывод

Данный материал проекта содержит огромный потенциал для духовно-нравственного воспитания дошкольников. На примерах подвигов Великой отечественной войны, испытаний, который достойно и мужественно вынес наш народ, повышается рост духовно-нравственного потенциала воспитанников.

Много Героев родила Михайловская земля, и останутся они в памяти ныне живущих на этой земле. Один из них наш земляк - Иван Дмитриевич Павлов, который вошёл в историю как архимандрит Кирилл (Павлов). Он прошёл всю войну с молитвой и верой и посвятил всю свою жизнь Богу, и до самой своей смерти молился за нас. Господь дал старцу великую духовную мудрость, за что архимандрит Кирилл стал духовым отцом трёх русских патриархов – Алексея I, Пимена и Алексея II. :

Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям, задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях города, людях-тружениках. Надеюсь, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.

Считаю, что особенно важным результатом стала преемственность разных поколений,

их сближение и понимание. Для подбора материала многие дети обзванивали родных,

некоторые впервые узнали фамилию, имя, отчество деда, прадеда и других

родственников – участников ВОВ. Дети взглянули на родных людей с непривычной для

них стороны, как на участников исторических событий. Прочувствовали ценность

семейных фотографий и наград.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном возрасте, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Список литературы и интернет ресурсы

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008. - 39 с.

2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М. : Просвещении, 2009. - 256с.

3. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М. ,2010. - 209с.

4. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 2010. -199с.

5. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. - 2011. - 309с.

7. Бучнев Ю. В. Михайлов-41-й. Рязань, 2006г.

8. Бучнев Ю. В. Заря нашей победы. Рязань. 2012г

9. Официальный сайт г. Михайлова (https://www.mixailov.org/index.php)

10. Храмы России г. Михайлов (https://temples.ru/tree.php?ID=5637)

11. Аукцион – форум антиквариата и военной истории г. Михайлов Рязанская область (https://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=33586)

12. Интересности Михайловского района Рязанской области (https://xpeh13.ru/interesnosti-mihaylovskogo-rayona-ryazanskoy-oblasti)

13. ПОБЕДА. RU, (filestored.narod.ru›Music/Files/Music…Agapkin.htm)

14. История, культура и традиции Рязанского края г. Михайлов (https://62info.ru/history/node/14353)

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с историей родного города Михайлова
Опубликовано: 2 мая 2021 в 13:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД