Папки-передвижки

Дошкольное образование: современное состояние, проблемы, перспективы

Гущина Екатерина Геннадьевна
Дошкольное образование: современное состояние, проблемы, перспективы

«Дошкольное образование : современное состояние, проблемы, перспективы» .

Аннотация: статья затрагивает проблемы организации различных форм охвата детей дошкольным образованием, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей. Автор приходит к выводу, что органами местного самоуправления в муниципальном образовании должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования.

Публикация «Дошкольное образование: современное состояние, проблемы, перспективы» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольное образование, группы совместного кратковременного пребывания, группы надомного образования, адаптационные группы.

В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации, являющейся Основным законом России, и Законом Российской Федерации «Об образовании» в части государственных гарантий прав граждан в области образования.

Таким образом, несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом, а в дошкольном образовании особенно, в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону «Об образовании» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55% детей посещает детские сады.

Полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает: формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной. В детском саду ребенок делает первые шаги своего развития. Он познает социальный и окружающий мир, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Открывает и познает новое для своего возраста. И наша задача как педагогов – помочь и направить ребенка в выборе правильных решений и познанию нового.

В данный момент изменилась и сама система дошкольного образования. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям.

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов.

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.). В нашем детском саду широко используется технология Марии Монтессори и ведутся, как дополнительное образование различные кружки. Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Уже сегодня ряд учреждений дошкольного образования многих других регионов России осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение, помимо бюджетной услуги, ещё и дополнительных образовательных услуг. Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы и льготные условия в ДОУ на сегодня достаточно высок. Так, например, в нашем детском саду ведутся следующие кружки дополнительного образования : нетрадиционное рисование, «веселые пальчики» (на развитие мелкой моторики, вокал, хореография, «грамотейка». Родители готовы заказывать и оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования за рамками бюджетной услуги.

Таким образом, построение сети дошкольных образовательных учреждений предполагает институционализацию наряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов, как:

- группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др., организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

- группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др., организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

- группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении, или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования;

- адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

В настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели : дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

На базе нашего детского сада имеются группы: кратковременного пребывания и «домашний детский сад». Хочется особенно рассказать о группе кратковременного пребывания. В эту группу приходят дети двух лет. Начинают они ходить на два часа, а затем и более. Постепенно увеличивая время, дети занимаются по общему режиму, соответствующему их возрасту и посещают группу кратковременного пребывания до полугода. Мы, воспитатели младших групп, отмечаем, что те дети, которые пришли из группы кратковременного пребывания наиболее социально адаптированы, развитие культурно-гигиенических навыков соответствует возрасту, а психоэмоциональное состояние детей отличается от детей, которые приходят из дома.

Также в нашем городе при школах открываются детские сады: «умный дошколенок». Эти детские сады, которые располагаются на территории школ, пользуются спросом среди родителей, в связи с тем, что при поступлении в детский сад, расположенный при школах, дети автоматически зачисляются по выпуску из детского сада в эту же школу, что предполагает менее безболезненную адаптацию ребенка при поступлении в 1 класс.

Мы пришли к выводу, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития.

Из этого следует, что органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования.

Список литературы

1. 1. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1978.

2. 2. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев; под ред. Л. Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989.

3. 3. Крулехт М. В. Экспертные оценки в образовании : Учеб. пособ. для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. – М. : Академия, 2002. – 112 с.

4. 4. Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Концепт. – 2013. – № S6. – С. 21–25.

5. 5. Васильева Г. Н. Дошкольное образование : проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/07/doshkolnoe-obrazovanieproblemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения : 13.03.2017).

Публикации по теме:

Итоги и перспективы проекта «Наш огород». Часть 4Итоги и перспективы проекта «Наш огород». Часть 4 4. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы..

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей»Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Лэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обученияЛэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обучения Лэпбук как современное средство обучения. Летние виды спорта. Подготовила Ирина Сидоренко. Дидактическое пособие лэпбук «Летние виды спорта».

Урок ИЗО в 5 классе «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово» Урок ИЗО "Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово. "5-й класс Островская Людмила Михайловна, учитель ИЗО Мбоу Летяховской.

Видеоотчет о выпускном «Вот и промчалось дошкольное детство» в подготовительной группе Под музыку"Кружится пусть вальс. " входят дети. Наш любимый, наш красивый, Наш чудесный детский сад! Ты сегодня в путь счастливый Провожаешь.

Эссе «Воспитатель — это состояние души!» Эссе воспитателя Камышенского детского сада Тюриной О. П. Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,.

Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство»Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство» 1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Дошкольное образование: современное состояние, проблемы, перспективы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гущина Екатерина Геннадьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дошкольное образование: современное состояние, проблемы, перспективы
Опубликовано: 24 июня 2020 в 12:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД