Папки-передвижки

«Дорогами сказок». Выступление на консультативном пункте

Татьяна Коростелева
«Дорогами сказок». Выступление на консультативном пункте

Сказка! Разве можно найти еще что-то прекрасней и полезней для ребенка! Все малыши любят сказки, да и мы, взрослые, порой не прочь их прочитать или посмотреть. Но признайтесь, как часто вы читаете сказки детям, рассматриваете иллюстрации к ним, беседуете о прочитанном? К сожалению, по словам самих детей, это происходит в семьях все реже и реже. (Пример). Однако, нельзя преуменьшать роль народных сказок в развитии ребенка, не смотря на моду на «Бетманов» и «Черепашек Ниндзя». Да на сегодня достаточно типична такая ситуация: предложение ребенку старшего дошкольного возраста сыграть роль Иванушки вызывает у него ехидную усмешку: «Дурачком быть что ли?». Но вопрос: «А что, по-твоему, Иванушка был Дурачком?», заставляет ребенка задуматься, проанализировать поступки героя и сделать соответствующие выводы. Поэтому так необходимо, чтобы рядом был взрослый, способный направить мысли ребенка в нужное русло.

Публикация «„Дорогами сказок“, Выступление на консультативном пункте» размещена в разделах

Почему именно народный фольклор, к которому относится сказка, является идеально доступным для малыша носителем основных морально-этических норм, моделей поведения? Вы прекрасно знаете, что в этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Конечно, такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразнее формировать своим собственным примером, но это у нас, признайтесь откровенно, не всегда получается. И вот тут на помощь нам приходит сказки, в которых моральные ценности представлены более ярко, конкретно, доступно. Здесь положительные герои наделены мужеством, смелостью, честностью, упорством в достижении цели и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это красна девица, умница, красавица, рукодельница, для мальчика – добрый молодец, смелый, сильный, честный, добрый, любящий Родину, готовый всегда прийти на помощь. Это становится идеалом для ребенка, к которому он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки со своим идеалом.

Сказка, как вы знаете, не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», «Не пускай в дом незнакомца» и т. п., но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Не зря А. С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Давайте, вместе с вами проследим, какие же уроки преподносят нам сказки? Например, чему учит сказка «Репка»? (дружбе, трудолюбию); «Маша и медведь»? (в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если это случилось – старайся найти выход из сложной ситуации); сказка «Теремок», «Зимовье зверей»? (учат дружить). А какие известные сказки учат детей слушаться родителей и старших? («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» и др.) Кроме того сказка высмеивает страх и трусость («У страха глаза велики», хитрость («Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк»). А вот трудолюбие героев всегда вознаграждается. В каких сказках это ярко проявляется? («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»)

Существует и еще одна категория сказок. В их сюжете раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет – нарушение – кара. Эта цепочка постепенно из внешней, формальной преобразуется во внутренние, очень полезные качества: самоконтроль, самонаказание, саморегулирование. Это страшные сказки, или еще их называют «страшилки». С ними нужно знакомить детей с 5 лет, не раньше! Именно с этого возраста дети способны адекватно оценить поступки героев и сделать соответствующие выводы. Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же необходимы и традиционны, как волшебные сказки или сказки о животных. В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или не выполнение поручения ложится на самого ребенка. ( Пример: сказка «Птица»).

Таким образом, сказка является эффективным средством формирования положительных качеств личности ребенка. При этом необходимо помнить:

• нужно подбирать тексты сказок, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с уровнем и особенностями развития ребенка; (Пример)

• обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и обсуждения текста. Этим воспитывается у детей привычка внимательно прослушивать текст до конца, вникать в его смысл; (Пример)

• использовать художественный текст сказки и при занятии другими видами деятельности, как стимул для формирования определенного качества личности ребенка. (Пример. Познакомить с особенностями «Хрестоматия для дошкольников» под ред. С. Д. Томиловой)

Из всего вышесказанного следует, что развитие ребенка возможно через любые виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» 1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? 2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок? 3. Просит ли Ваш ребенок читать.

Анкета для родителей. Знакомим дошкольников с художественной литературой. Анкета для родителей Уважаемые родители! Просим заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволят нам получить более полную информацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дорогами сказок». Выступление на консультативном пункте
Опубликовано: 15 октября 2014 в 09:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дорогами сказок». Выступление на консультативном пункте» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коростелева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД