Получи документы

«Домашние» игры на развитие навыков коммуникаций

Юлия Батарева
«Домашние» игры на развитие навыков коммуникаций

Современная жизнь постоянно ставит нас в сложное, противоречивое положение, когда мы сталкиваемся с массой ситуаций, требующих от нас оценки своего положения, принятия оптимальных и быстрых решений. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

В условиях дошкольных образовательных учреждений ребят развивают в этом направлении воспитатели и педагоги – психологи. Однако не все дети посещают детские сады, а у тех, кто ходит в ДОУ, тоже отмечены проблемы в процессе выстраивания общения.

Публикация «„Домашние“ игры на развитие навыков коммуникаций» размещена в разделах

Мы предлагаем Вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений, которые подскажут Вам, как помочь своему ребенку учиться выстраивать общение, в первую очередь, со сверстниками; становиться отзывчивыми и готовыми к игре, совместной деятельности; положительно относиться к себе и окружающим его людям.

Все игры условно могут быть поделены на упражнения, направленные на развитие знаний и уменияв области выстраивания положительных коммуникаций и возможности применять их на практике, а так же выражать свое отношение к миру. Учиться непосредственномуэффективному общению, сотрудничеству, уметь разрешать конфликтные ситуации, ориентироваться в миречеловеческих эмоций, доброжелательно относиться к себе и окружающим – вот первостепенная задача, стоящая перед нами - взрослыми.

Младший дошкольный возраст (2-4 года)

В этот возрастной период дети играют одни или рядом друг с другом, учатся выполнять совместные сюжетные игровые действия.

Каждая мама видела стандартную ситуацию детской игры во дворе или в песочнице, когда малыши отбирают друг у друга игрушки, кидаются ими, а порой могут ударить. Это связанос тем, что особенностью этого возраста является отсутствие и начальное формирование каких - либо навыков и знаний о выстраивании элементарного общения. В этом возрасте только зарождается содержательное общение сверстников на равных, и мы можем помочь малышу в его развитии. Начать знакомство малыша с нормами поведения в обществе следует с формирования следующих умений: элементарной отзывчивости (жалеть, благодарить, сопереживать);умения договариваться (меняться, играть с одной игрушкой по очереди,доброжелательно относиться к сверстникам (благодарить, просить, уступать).

Для этого вовсе не обязательно умение разговаривать. Мой сын благодарил за игрушку кивком головы или улыбкой, гладил по плечу ребенка, если хотел извиниться, и малыши прекрасно понимают эти знаки доброжелательности.

«Ты - мне, я - тебе»

Предлагаем Вам присоединиться к самостоятельной игре своего ребенка. Для этого можно использовать мягкую игрушку или куклу, а можно общаться напрямую от своего лица. Обратитесь к малышу с просьбой отдать или поделиться частью игрушек, а взамен предложите какую - нибудь другую. После обмена обязательно похвалите ребенка. Как это здорово играть вместе и меняться игрушками - всем весело и мы играем дружно! Во время обмена или просьбы используйте такие слова, как «дай, пожалуйста», «спасибо» и кивки головой в знак благодарности. Будьте готовы сами и подготовьте Своего ребенка к тому, что другой ребенок может не поделиться, забрать обе игрушки. Объясните, что у другого малыша может быть просто плохое настроение. В случае обострения конфликтной ситуации лучшим выходом будет изъятие объекта, из-за которого возникает ссора.

Это игровое упражнение поможет вашему ребенку сотрудничать с другими детьми и станет первым шагом в умении договариваться., а так же формирует умение считаться с другими.

«Пожалей»

После просмотра мультфильма, чтения сказки или обыгрывания ситуации, когда кому – то плохо, заострите на этом внимание своего малыша. Например, можно погладить иллюстрацию зайчика из сказки «Заюшкина избушка» и пожалеть его. Читайте художественные произведения, максимально передавая эмоциональные состояния героев при помощи интонации и силы голоса.

Если во время игры у куклы случайно отвалилась конечность, не упускайте момент – обыграйте сложившуюся ситуацию и «полечите» куклу. Разъясните, почему герой событий расстроен, пожалейте, погладьте, вместе почините игрушку.

Так же можно разыграть мини – сюжет с куклами или мягкими игрушками, когда одна жалеет другую. Сопровождайте свои действия словами «не плачь», «я тебя пожалею», «успокойся, скоро пройдет» и другими подобными по смыслу. Это упражнение помогает понимать, отчего другие дети могут быть расстроены, формирует зачатки положительного отношения к окружающим. А так же развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

В этот возрастной период социально – коммуникативное развитие ребенка находится в своем расцвете. Дети уже достаточно могут контролировать свое поведение и осознавать мотивы поступков окружающих, знают нормы и правила поведения и общения, по - разному выстраивают коммуникации со взрослыми и со сверстниками. У дошкольников появляются друзья. Тем не менее,ребята не только дружат, кого – то они игнорируют, могут вести себя агрессивно по отношению друг к другу. Перед нами разыгрывается сложная картина детских взаимоотношений: они ссорятся, мирятся, зачастую делают мелкиепакости, потом, конечно, опять мирятся. Опыт первых взаимоотношений имеет основополагающее значение для дальнейшего взаимодействия человека с миром. Поэтому в этот возрастной период особое внимание уделяется волевому контролю над своим поведением и эмоциями; развитию коммуникативных навыков и регулировки поведения в коллективе; расширение поведенческого репертуара у детей.

«Вежливые слова»

Во время похода в магазин или поездке на общественном транспорте предложите своему ребенку самостоятельно выполнить реальное действие: купить проездной билет, оплатить покупку, уступить кому – то место. При этом особое внимание уделите общепринятым оборотам общения, таким как «Возьмите, пожалуйста», «Будьте любезны», «Подскажите» и другим. Обязательно отметьте, как Вам приятно, что Ваш ребенок так воспитан!

Как ни парадоксально, многие дошкольники прекрасно знают, как нужно обращаться со сверстниками и взрослыми, как предписано выстраивать взаимодействие, какие обороты и слова необходимо употреблять, выстраивая коммуникации. Однако, это вовсе не означает, что дошкольник, зная эти нормы, употребляет их в своей жизни, общении, игре и т. п. Наша с Вами задача подтолкнуть, побудить, активизировать дошкольника применить эти знания, практиковать их в употреблении общепринятых норм общения и поведения, эмоционального реагирования на ситуацию в рамках допустимых норм. Автоматизация, будет хорошим помощником для социализации ребенка.

«Зеркало»

Предложите ребенку поиграть с зеркалом. Есть несколько вариантов игрового упражнения. Можно показывать в зеркало ту эмоцию, которую Вы ему назвали, а затем подтверждать или исправлять правильность ее выражения. При этом обращайте внимание на выразительность и положение бровей, глаз, рта.

Можно нарисовать на листке условное изображение лица с каким-то эмоциональным состоянием человека, показать его ребенку и попросить повторить. Затем ребенок сам проверяет правильность выполнения игрового задания, соотнося свое отражение с изображением эмоции на бумаге.

Можно нарисовать на зеркале смывающимся маркером условное изображение эмоции, оставив недорисованным какую-то часть (глаза, брови, рот). Предложите ребенку дорисовать недостающую часть лица в соответствии с эмоцией.

Это игровое упражнение развивает у ребенка эмоциональную сферу, расширяет представления об эмоциях человека,развивает умение распознавать эмоциональный настрой сверстников, взрослых. Умея различать эмоциональные состояния окружающих, ребенку будет легче прогнозировать причины, вызвавшие ту или иную эмоцию и вести себя в соответствии с этим эмоциональным состоянием человека. Понимая себя, нам легче понимать мир другого человека и выстраивать с ним общение.

Предложенные далее игровые упражнения можно использовать при организации семейных праздников, дней рождения Ваших детей, когда в гости приходят несколько ребят одного возраста. Игры предусмотрены для нескольких участников и направлены на сплочение, умение действовать сообща, развивая навыки коммуникации.

«Знакомство»

Это игровое упражнение Вы с легкостью можете провести, когда находитесь со своим ребенком на отдыхе, например на турбазе, в санатории или в другом месте с незнакомой Вашему ребенку детской компанией. Впрочем, оно будет весьма уместно и на детском празднике.

Предложите ребятам сесть в круг. Каждый ребенок соседу слева произносит свое имя (одновременно кладет свою левую руку на правое колено соседа) и рассказывает о себе, что-то хорошее. Когда ребенок закончил, сосед свою правую руку кладет ему на левое колено, а свою левую – на правое колено соседу слева и продолжает рассказывать, но уже о себе. Так все дети замыкают круг и знакомятся друг с другом.

Это простое, на первый взгляд, упражнение направлено на умение контролировать свое поведение и соподчинять его действиям, производимым другими. Кроме того, попробуйте сами рассказать о себе что-то хорошее, это не так-то просто на самом деле! Игра формирует положительное отношение к самому себе и окружающим, развивает самоконтроль.

«Комплимент»

Замечательное игровое упражнение, которое можно использовать, организовав совместную игру между членами Вашей семьи. Для ее проведения нам понадобится «Волшебный мешочек» - небольшой мешочек из ткани или подарочный мешочек на завязках.

Члены семьи могут расположиться в круге на ковре или рядом друг с другом, сидя на диване. Начинающий берет его и проговаривает внутрь приятные слова, которые адресованы играющему слева. Так каждый говорит комплименты своему соседу, выражает словами свои мысли, чувства,передавая при этом «Волшебный мешочек». Если у ребенка нет слов для выражения положительного отношения к члену своей семьи, можно просто улыбнуться или обнять. В конце круга мешочек завязывается и всем предлагается воспользоваться мешочком,когда у них испортится настроение (открыть и вспомнить все приятные слова, адресованные в его адрес).

Сплочение семьи и создание благоприятного эмоционального комфорта в семье – главные цели, которые достигаются благодаря этой незатейливой игре. Это игровое упражнение направлено наразвитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование положительного отношения к себе и окружающим.

Надеемся, что информация, представленная в данной статье, была Вам полезна.

Публикации по теме:

Утренняя гимнастика для детей старшей группы (январь) Январь 1 - 2 Будем вежливы всегда. 1Нам сначала надо, братцы, Всем с улыбкой просыпаться. Исходное положение: основная стойка, руки на.

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста Тема моего исследования носит название: «Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Домашние» игры на развитие навыков коммуникаций
Опубликовано: 14 сентября 2014 в 23:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД