МААМ-картинки

Дискалькулия, или Как преодолеть трудности в обучении математике

Малкова
Дискалькулия, или Как преодолеть трудности в обучении математике

Дискалькулия, или как преодолеть трудности в обучении математики

(СЛАЙД 1)Математика – путь к развитию мышления. Математика для ребёнка – это дверь в мир логики, знаков, символов. Почему? Ответ прост: возможность оперировать в голове отвлечёнными понятиями развивает саму способность к мышлению.

(СЛАЙД 2)Что такое дискалькулия?

Публикация «Дискалькулия, или Как преодолеть трудности в обучении математике» размещена в разделах

Дискалькулия (англ. discalculia) – специфическое нарушение обучения счету, недоразвитие способностей к вычислительным операциям, неспособность восприятия математических символов.

Чаще всего это состояние проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Часто детей, страдающих дискалькулией, признают или умственно отсталыми или ленивыми, их помещают в специальные классы для отстающих.

В мире насчитывается 5-7 % населения с дискалькулией, в то время как с дислексией их порядка 4-6%.

Код по МКБ-10

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков.

Самое эффективное вмешательство при дискалькулии, а также при дислексии, - это ранний диагноз. Чем раньше мы определим проблему и предоставим детям необходимый инструментарий для адаптации к обучению, тем больше шансов избежать проблем с неуспеваемостью, низкой самооценкой или же более серьёзных нарушений.

(СЛАЙД 3)Нейропсихологические механизмы формирования дискалькулии

Причины дискалькулии

Существует немало причин, снижающих успеваемость по математике и ведущих к дискалькулии. Трудности чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов.

Дискалькулия у взрослых людей проявляется в результате нарушения нормальной работы мозга. К этому заболеванию могут привести органические поражения височного отдела головного мозга. К этому могут приводить кровоизлияния и тромбы, опухоли и кисты головного мозга, черепно-мозговые травмы.

Развитие дискалькулии у взрослого человека требует немедленного обращения к неврологу!

(СЛАЙД 4) К психотравматическим факторам относятся:

1) Боязнь математики. Этот психологический фактор значительно влияет на способность детей к счету. Возможно, у ребенка есть плохие воспоминания об обучении математике, когда ему не удавалось правильно решать примеры, и его за это наказывали или ругали. В таком случае неуверенность в себе и страх перед повторным наказанием снижает способности ребенка к счету.

2) Общее нарушение психологического здоровья ребенка. Часто это расстройство наблюдается у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.

* Недостатки в пространственных представлениях затрудняют формирование понятия числового ряда и его свойств.

Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания.

* Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – трудно в течение определённого времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его;

* Низкий уровень переключения внимания – медленное переключение внимания с одного объекта на другой;

* Недостаточная произвольность внимания – затруднено выполнение нескольких действий одновременно;

* Недостаточный объём внимания – невозможность сосредоточиться на небольшом объёме информации.

Третья группа причин: недостатки в развитии памяти.

* Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребёнок запоминает информацию механически, не пользуясь смысловыми или ассоциативными приемами запоминания. Существует несколько видов памяти: кратковременная память, долговременная, оперативная память. Недостаточное развитие каждого из видов памяти приводит к нарушению ее работы в целом, снижая качество других видов запоминания.

Четвё ртая группа: недостатки в развитии мышления.

* Низкий уровень развития наглядно-образного мышления – низкая степень развития несловесной формы, когда возникают трудности при мышлении с помощью образов, их соединении и разделении на части (чтобы выполнить действие в уме, ребё нок вынужден манипулировать с предметами: разрезать, раскладывать и т. д.);

* Низкий уровень развития словено-логического мышления вызывает трудности при совершении любых логических действий (обобщение, анализ, сравнение, построение умозаключений) и операций со словами;

* Низкий уровень развития абстрактного мышления – плохое владение понятиями, которые не существуют в природе и которые невозможно воспринять с помощью органов чувств (напр., уравнение) В младшем школьном возрасте этот вид мышления только начинает формироваться.

Пятая группа причин: недостатки развития речи.

* Неумение составлять грамматические конструкции приводит к неправильному использованию категорий рода, падежа. Это искажает смысл фраз и затрудняет понимание.

Шестая группа причин: несформированность приёмов учебной деятельности.

* Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребёнок может переставлять цифры местами;

* Низкий уровень саморегуляции и произвольности мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредоточить внимание, запомнить информацию и решать задачи в нужной ситуации, прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.

Седьмая группа причин: индивидуально-топологические особенности.

* Своеобразие природной организации нервной деятельности ребёнка;

* Низкий уровень работоспособности;

* Медлительность психических процессов;

* Повышенный уровень тревожности.

(СЛАЙД 5-6)Признаки дискалькулии :

Ребенок не понимает, что такое число и не знает названия чисел.

Не понимает, по какому принципу выстроен числовой ряд, не способен определить место числа в последовательности.

Не способен производить операции со сложными числами, не понимает, как разложить число на слагаемые.

Нарушена способность к сравнению чисел. Он не понимает, что означает большее и меньшее число.

Сравнения количества и размеров предметов также вызывают затруднения.

Трудно производить арифметические действия над числами, он не понимает значение этих действия. Он способен выполнять только элементарные арифметические операции с помощью ручного, а не мысленного счета.

Не знает последовательности арифметических действий и не способен решать примеры из нескольких действий.

Не может запомнить названия чисел и математические термины, не знает, что они означают.

Не способен правильно записать числа.

Из-за нарушений способности к визуализации ребенок способен решать задачи только при условии наличия их предметного составляющего. Он не способен представить то, что описывается в задаче.

Непонимание значения нуля.

Трудности с запоминанием таблицы умножения.

Непонимание содержания математических схем и рисунков.

«Интеллектуальная пассивность».

В целом, дискалькулия у детей проявляется в неспособности понимать и решать математические и логические задачи. Ребенок не способен запомнить и понять условия задачи и выработать алгоритм ее решения. Дискалькулия у школьников часто связана с тем, что они к тому же не способны правильно рассчитать свое время. Все это приводит к низкой успеваемости в школе.

(СЛАЙД 7)Виды дискалькулии

В зависимости от патогенеза выделяют следующие виды этого заболевания:

Практогностическая. У ребенка не получается посчитать объекты, определить, сколько их, сопоставить численность одной и другой группы.

Вербальная. Ребенок ошибается, когда называет числа, действия, которые над ними совершают, геометрические фигуры.

Графическая. У ребенка не получается записать числа, знаки математических действий, нарисовать геометрические фигуры.

Дислексическая. Ребенок ошибается, когда читает числа и арифметические знаки в условии задачи.

Операциональная. Ребенку трудно совершать математические действия над числами, решать простые или сложные примеры.

У ребенка могут наблюдаться несколько групп симптомов.

(СЛАЙД 8)Дифференциальная диагностика

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с потребности считать, и элементарные математические операции вызывают у него трудности. Специалистами проводится дифференциальная диагностика вида нарушения, выявляются его причины и разрабатывается метод коррекции.

Для точной диагностики ребенку предлагают совершить ряд математических операций :

• посчитать от 10 до 20;

• сравнить числа между собой;

• расставить предложенные числа по убыванию или возрастанию;

• произвести элементарные арифметические операции над числами;

• назвать и рассортировать по цвету, размеру разные геометрические фигуры.

Способность или неспособность ребенка к тем или иным группам математических действий позволяет поставить четкий диагноз и определить вид дискалькулии. От этого напрямую зависит дальнейшее лечение.

(СЛАЙД 9-17) Направления коррекционной работы:

* Формирование понятия «состав числа», понимание смысла числа;

* Формирование счётных навыков;

* Развитие логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности;

* Усвоение математической терминологии;

* Развитие умения визуализировать числа и математические ситуации в задачах;

* Формирование навыка самоконтроля;

* Развитие зрительного восприятия;

* Развитие зрительной и слуховой памяти;

* Тренировка переключаемости внимания и умения его концентрировать;

* Решение проблемы определения последовательности и организации подробной информации.

(СЛАЙД18) Параллельно с коррекцией неспособности к счету важно проводить общее развитие мыслительных способностей ребенка: развитие абстрактно-логического мышления, зрительной памяти, пространственной ориентации, способности к прогнозированию, музыкальных способностей. Детей обучают самоконтролю и способности оценивать и распределять свое время.

Для профилактики всех видов заболевания важно развитие пространственного и абстрактно-логического мышления, всех видов памяти, грамотной и четкой речи, четкой координации.

Ряд препаратов, например, витамины группы В, глицин, когитум, кортексин, при дискалькулии применяются для улучшения мозгового кровообращения и активизации высшей нервной деятельности.

Прикреплённые файлы:

diskalkulija_vl0fm.pptx | 5792,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Симметрия в математике» Дистанционное обучение дошколят математике«Симметрия в математике» Дистанционное обучение дошколят математике «Симметрия в математике» Дистанционное обучение дошколят математике. Уважаемые родители сегодня у нас необычное занятие по математике.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математике» Тема: Помощь планете «МАТЕМАТИКА» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Образовательные.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Эта черта свойственна, по крайней мере,.

Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей»Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.

Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности» .

О дистанционном обучении Сегодня хочу рассказать вам о дистанционном обучении. Что же это такое? В течение последних десятилетий использование современных технических.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дискалькулия, или Как преодолеть трудности в обучении математике
Опубликовано: 29 августа 2023 в 21:05
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дискалькулия, или Как преодолеть трудности в обучении математике» (включая файлы) размещена пользователем Малкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД