Папки-передвижки

Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста

Елена Борисова
Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста

Дидактические игры, как средство развития экологического образования детей дошкольного возраста

Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Публикация «Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Игра для ребёнка- это серьёзное занятие.

В настоящее время, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Так, дидактическая игра способствует :

1. Художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребёнок думает, насколько вообще уместно и правильно оно ли оно в данной ситуации, насколько оно элегантно, красиво, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

2. Социально-нравственному развитию ребёнка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между объектами неживой и живой природы, взрослыми, детьми, в ней ребёнок учится сочувствовать, помогать в беде, уступать в случае необходимости, учится быть справедливым, проявлять чуткое отношение к товарищам.

3. Развитию речи ребё нка: развивается связная речь, активизируется и пополняется словарь; некоторые игры с успехом используются для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает ребёнка к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет ребёнка, потому что он заинтересован самой игрой, то он выполняет роль движущего автомобиля, то роль птицы, и чем больше увлечён ребёнок, тем полнее педагогический эффект и тем активнее он воспроизводит нужные звуки.

4. Обогащению чувственного опыта ребёнка, вызывает определённое эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения обогащать, сравнивать, вычленять отдельные признаки явлений, предметов, сравнивать их, классифицировать группировать явления и предметы окружающего мира по определённым общим чертам, признакам, делать умозаключения, высказывать свои суждения).

5. Развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их закреплению и обобщению, в процессе игры усваивает общественно выработанные способы и средства умственной деятельности; в процессе дидактических игр большинство сложных явлений (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется синтетическая и аналитическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знание ребёнка, однако они привносят большую пользу тем, что учат ребёнка использовать имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр ребёнок уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у него представление о животных и растениях, явлениях и предметах природы. При этом игры дают возможность ребёнку оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков; способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти.

При использовании дидактических игр, как метода экологического образования, решаются следующие задачи:

• Формирование экологических представлений о животном мире

• Формирование экологических представлений о растениях

• Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы

• Формирование экологически бережного отношения к объектам природы

Разрабатывая проекты по экологическому образованию детей, а именно по теме «Птицы Якутии зимой», мною были разработано дидактическое пособие «Птицы Якутии» для ознакомления и закрепления названий птиц, их классификацию. Включает в себя:

1. Картотека «Птицы Якутии». Пособие состоит из 43 карточек. На каждой карточк е птица Якутии. Название птицы на русском и якутском языках. На обратной стороне карточки описание, повадки, среда обитания и т. п. Также птицы разделены на перелетных, зимующих и водоплавающих.

Пособие могут использовать педагоги дошкольных организаций для ознакомления детей с птицами Якутии, а также учителя начальных классов.

2. Напольная игра «Живое домино» на тему «Зимующие и перелетные птицы Якутии».

Домино в картинках способствует развитию у детей внимания, зрительного восприятия, комбинаторных и логических способностей, учит определять одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Игра для закрепления темы «Зимующие птицы».

Комплектность: фишки домино - 24 штуки (картинки с изображением зимующих птиц Якутии – воробей, синица, свиристель, снегирь)

Материал - картон.

Для детей 5-7 лет.

3. Дидактическая игра с прищепками «Птицы Якутии». Игры с прищепками не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи. А происходит это потому, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Кроме этого, в играх с прищепками развиваются творческие способности и логическое мышление.

Цель игры : закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах; развивать умение классифицировать птиц.

Игровые действия: дети пользуются прищепками, прикрепляют их на игровое поле, соотносят картинки на самих прищепках с изображением на игровом поле (зима – зимующие птицы, лето – перелетные птицы).

Игровые правила: выбрать прищепку с изображением птицы, на игровом поле подобрать подходящее изображение времени года. Прикрепить прищепку с птицей вокруг соответствующей картинки. При этом воспитатель интересуется, как называется птица, уточняет среду обитания птицы, у зимующих – как можно помочь им пережить холодное время года

4. Настольная игра «Угадай птиц».

Цель: закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах; развивать умение классифицировать птиц.

Игровые действия: дети пользуются карточками на магнитах, прикрепляют их на игровое поле, соотносят картинки на магнитах с изображением на игровом поле (зима – зимующие птицы, лето – перелетные птицы).

Игровые правила: выбрать карточку с изображением птицы, подобрать подходящее изображение времени года, прикрепить карточку. При этом воспитатель интересуется, как называется птица, уточняет среду обитания птицы, у зимующих – как можно помочь им пережить холодное время года

5. Настольные игры «Лото» на тему: животные. Эти лото также делятся на домашние животные, животные тайги, животные Севера, животные жарких стран. Возможно два варианта игры :

1. Дети находят изображения животных, соответствующих изображению на карточках.

2. Ведущий называет детенышей животных, игроки находят их «мам».

6. Настольная игра «Лото» на тему: растения (деревья, цветы, ягоды, фрукты, овощи).

Также продолжая тему «Птицы Якутии», в этом году начала разрабатывать электронное пособие и игры :

1. Дидактическая игра «Найди пары зимующих птиц». Эта классическая игра «Меморина» или «Найди пару!» — направлена на закрепление названий зимующих птиц Якутии. Эффективно развивает способности к запоминанию и концентрации внимания. Игра также поможет ребенку научиться общению и совместной игре со взрослыми и другими детьми.

2. Дидактическая игра «Угадай птиц» - игра аналогичная настольной игре «Угадай птиц».

Цель: закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах; развивать умение классифицировать птиц.

Игровые действия: дети пользуются карточками на экране, перетаскивают их на соответствующее игровое поле (зима – зимующие птицы, лето – перелетные птицы).

3. Электронная книга «Зимующие птицы Якутии». Составлена на основе программы Flip PDF Professional. Представляет собой альбом с изображениями зимующих птиц, видеороликом о повадках, пении этих птиц, также обобщающую игру для закрепления темы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Чья тень?»(овощи и фрукты) Цель: формировать у детей умение находить силуэты овощей и фруктов; учить правильно называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей 5-7 лет. 1. Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве» Цель: учить классифицировать растения по определенному.

Дидактические игры по ПДД для детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Чем раньше.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 октября 2023 в 15:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД