Получи документы

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений

Алёна Кашицына
Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность. "

В. А Сухомлинский.

Актуальность

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.

Публикация «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка-дошкольника.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

1. изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»;

2. внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса;

3. обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня;

4. развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;

5. формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей;

6. формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации);

7. развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;

8. развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала для центра познавательного развития.

- Дети:

- занятия по формированию элементарных математических представлений,

- дидактические игры на запоминание цифр;

- дидактические игры на соотношение цифры и количества предметов;

- дидактические игры на закрепление количественных представлений;

- дидактические игры на закрепление количественного и порядкового счета;

- дидактические игры на закрепление навыка сравнивания двух чисел;

- дидактические игры на закрепление состава числа.

Методы работы:

- словесные

-наглядные

- практические

-игровые

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода;

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

-принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.

Этапы работы:

1 этап. Организационно-диагностический

Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Анкетирование родителей воспитанников.

2 этап. Теоретический

Цель:

- изучение особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте;

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотеки игр, консультаций для родителей);

3 этап. Обобщающий

Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста путем использования разнообразных дидактических игр.

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр : на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: развивать математические способности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:

Публикация Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алёна Кашицына на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений
Опубликовано: 20 октября 2020 в 15:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД