Получи документы

Дидактические игры как педагогическое средство

Валентина Взорова
Дидактические игры как педагогическое средство

Дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. Она имеет большое образовательное и развивающее значение, мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память и другие познавательные процессы, помогает детям устанавливать связь между различными явлениями, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Публикация «Дидактические игры как педагогическое средство» размещена в разделах

По словам Сорокиной А. И., дидактическая игра – это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». По словам Усовой А. П., дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоение знаний.

В работах Ф. Н. Блехер, Е. И. Удальцовой, А И Сорокиной отмечается, что дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

По мнению Т. П. Жуйковой «в современной педагогике дидактические игры и игровые упражнения рассматриваются как эффективное средство развития внимания, памяти, мышления и воображения детей».

Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т. е. интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний.

А. К. Бондаренко выделила следующую классификацию дидактических игр :

- игры с предметами (игрушками, природным материалом,

- настольно-печатные,

- словесные игры.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структура дидактической игры - это дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; итог игры (подведение результатов, выявление победителей).

В подготовку к проведению дидактической игры входит выбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы.

Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровой замысел определяет характер игровых действий.

Проведение дидактических игр включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре, показ игровых действий, объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу, непосредственно связанную с обучающей – дидактической задачей. Взаимоотношения между детьми и воспитателем определяются не учебной ситуацией, а игрой, что предполагает равноправность их позиций.

Назначение правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

А. Г. Гогоберидзе выделила три вида игровых правил:

1) нормативные правила ( моральная справедливость: «Играть надо честно»);

2) собственно игровые правила (регламент действий участников);

3) правила установления выигрыша («Тот, кто раньше всех. тот выигрывает», «Кто больше всех. тот выигрывает»).

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. При этом в игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Необходимая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.

Основу дидактической игры составляют игровые действия. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные игровые задачи.

Игровые действия – это сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, – умственные действия, выраженные в процессах мышления. Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д., привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей. Показывая игровые действия, воспитатель учит детей правильно их выполнять, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату. Также важно определить роль воспитателя в игре – его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием, поддерживает игровой настрой на протяжении всей игры, избегая замечаний и оценивающих реплик.

Дидактические игры обычно кратковременны (10–20 минут, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. Результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т. д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Самокритичный анализ использования игры в соответствии с по-ставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. При повторной организации игры воспитатель непременно обогащает игровой опыт детей, вводит усложненные варианты ее проведения.

Таким образом, дидактическая игра, выполняя функцию средства обучения, помогает усвоению, закреплению у детей различных знаний и умений. Использование дидактической игры поддерживает процессы не-произвольного внимания и запоминания и вместе с тем повышает интерес детей, развивает сосредоточенность, что обеспечивает лучшее усвоение материала.

Использованная литература

1. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013

2. Жуйкова, Т. П. Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего до-школьного возраста / Т. П. Жуйкова // Педагогическое мастерство : мате-риалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 115-117. [Электронный ресурс]. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2032/ ( дата обращения: 01.03.2021).

3. Усова А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. - М., Просве-щение, 1981

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактические игры по ПДД Автомобиль В коробке лежит разобранная модель автомобиля (пазлы). Дети по команде воспитателя начинают собирать его. Выигрывает ребенок.

Дидактические игры по ПДДДидактические игры по ПДД «Распредели знаки по группам» Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания о дорожных знаках. Учить группировать их по группам. (предупреждающие.

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Мои дидактические игрыМои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Дидактические игры как педагогическое средство (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Взорова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактические игры как педагогическое средство
Опубликовано: 11 января 2022 в 07:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД