Лучший педагог года

Дидактическая игра — школа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (13 фото)

Боровик Валентина
Дидактическая игра — школа воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра — школа воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Обзор методической литературы на тему:

«Значение дидактических игр в процессе воспитания и обучения детей».

Игра занимает в жизни дошкольников особое место. В процессе игры ребёнок живёт. действует, как окружающие взрослые, герои любимых сказок и так далее. Одним из видов игровой деятельности являются дидактические игры, позволяющие шире приобщить детей к текущей жизни в доступным им формах интеллектуальной и активной практической деятельности.

Публикация «Дидактическая игра — школа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможности детей с учетом возраста.

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения в игровых действиях, роли, особенностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. Дети творцы настоящего и будущего в этом обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития, дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребёнком по- иному, чем взрослыми: ребенок новичок все для него полно новизны, значения, ребенок в игре делает открытие того, что давно известно взрослому. дети не ставят в игре каких- то иных целей, чем цель- играть.

«игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка. тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость. инициатива. в игре развиваются организующие навыки, развивается выдержка, умение взвешивать. Н. К. Крупская. Игра для детей имеет большое значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,игра для них серьезная форма воспитания, игра для дошкольников- способ познания окружающего мира.

А. С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогической процесс. Макаренко С. Соч. том 4.

Руководя игрой - воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка. Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог воздействует на каждого ребенка. В игре формируются не только игровые отношения. но и реальные, закрепляя, в нормы поведения детей.

Игра является школой воспитания, средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки» до «науки» используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность. Педагог воспитывает активное стремление детей что- то узнать, искать, проявлять усилия, обогащать духовный мир детей.

В дидактических играх привносится дидактизм, стремление учит детей прямым руководством. Направить внимание детей на то, что они должны усвоить, анализируется итог. Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения детьми знаний.

Еще К. Д. Ушинский указывал на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение требует усилия мысли, умственного труда. Основными формами обучения детей являются НОД и дидактические игры. И на занятиях, и в играх развитие знаний, умений. навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития. Обучение проводится с помощью дидактических принципов, разнообразными методами, обеспечивающих успешность обучения. Знания не могут быть усвоены с «ходу». Их успешность требует время т разнообразных форм.

Дидактические игры осуществляют задачи обучения, но имеют свои особенности. Одна из них- обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной систематичности: иногда это «взрыв удивления», иногда поиск и всегда – радость. Дидактическая игра объединяет разный состав детей по количеству и интересам.

Истоки сочетания обучения детей с игрой - в народной педагогике. Народ создал такие игры как «ладушки», «Сорока – сорока», «Гули – гули».

Мать, играя с ребенком, привлекает его внимание к окружающей действительности, предметам, учит производить элементарные игровые действия. Она просит показать, где глазки, где носик, ушки. ручки, пальчики и так далее. Называя части лица, предметы или игровые действия, мать закладывает самые первые основы родному языку, создает радость общения. В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки.

Простые тексты, доступные детям движения вызывают стремление самого ребёнка к игровым действиям. К. Д. Ушинский высоко ценил игры, созданные народом для детей. Он указывал на то, что припевки, потешки, прибаутки держат доступные формы обучения, они очень близки детям по содержанию, по игровым действиям.

А. П. Усова, отмечала воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично. Радость детей и неудержимое стремление к игре, вызывают народные игрушки. Характерной особенностью народных игр является ясно выраженное обучающее содержание. Эти игры являются доказательством педагогического таланта народа, гуманное и уважительное отношение к детям, понимание возможности их развития. В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем они педагогичны.

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребёнка, вносящий такой же вклад, какой не может сравниться ни с чем другим.

Е. И. Тихеева высоко ценила дидактические игры, ее роль в ознакомлении с предметами.

Это «Парные картинки»

Игра требует сосредоточенности внимания, умения выделять в предмете общее и различное, восстанавливать недостающие части, нарушенный порядок. Дидактические игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность, вносят занимательность.

Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, развития любознательности и познавательных интересов.

Воспитательная и развивающая ценность заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания, положительного отношения детей к явлениям общественной жизни, труду, взаимоотношения людей, традициям общества, воспитание уважения к семье, к старшим. раскрываются нравственные черты человека: доброта, честность, справедливость, правдивость, любовь к труду, любовь к Родине.

В игре формируется привычки самих детей проявлять инициативу, самостоятельности, активности для решения игровых задач, действий, помогать друг другу.

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.

М. Горький, защищая право ребенка на игры, забавы, писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требования его биологически законны. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре. обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжений, не вызывало усталости, страха и не желания учиться. Дидактическая игра должна служить формированию его способностей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактическая игра рассматривается в двух видах : игры- занятия и дидактические игры. использование разнообразных компонентами игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр - занятий можно не только передать определённые знания. формировать представления, но и научить ребенка играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразии игровых действий с предметами. Важно, чтобы были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные творческие игры. Дидактические игры используются при обучении детей математике, родному языку. ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два правила: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Мы, воспитатели, одновременно являемся и учителем, и участником игры. Мы учим и играем, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если правила эти усвоены. Дети любят играть в хорошо знакомые игры. Подтверждением могут служить народные игры, правила которых детям хорошо известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем», «Наоборот» В каждой такой игре заложен интерес к действиям. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого.

Дидактическая игра выступает и как средства всестороннего воспитание личности ребёнка.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе. предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Российской Армии, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям в определенной системе. Так, ознакомление с трудом проходит в такой последовательности: сначала детей знакомят с содержанием определенного вида труда, затем с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающим труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего оаскрывают перед детьми значение любого труда. Многие игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?» «Откуда стол пришел?» и другие. С помощью игр мы приучаем детей мыслить самостоятельно, использовать полученные знания в различных условиях. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях, находить характерные признаки в предметах и явлениях. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой. величиной предмета позволило создать систему дидактический игр и упражнений по сенсорному воспитанию. направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивается связная речь детей, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом». Нахождение антонимов, синонимов. слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

В дидактических играх у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки, например : Дима был хорошим товарищем, помог Ване, научил его играть.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. например, в игре «Кто построил этот дом?». дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы - проектировщики работают над созданием проекта, над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, маляры и другие. Дети усваивают знания, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство дома. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть яркими, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения папки.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук. что благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки к письму, будущему обучению в школе.

Многие дидактические игры формируют КГН. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Дидактические игры укрепляют коллективные эмоции, коллективные переживания. Но чтобы успешно проводить воспитательную работу с детьми, надо знать индивидуальные особенности каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого ребенка.

В своей работе с детьми 2-3 лет я широко использую дидактические игры, согласно требований программы воспитания и обучения в детском саду. При организации дидактических игр, я хорошо изучила возрастные особенности каждого ребенка, проведя диагностику. Внимание детей неустойчиво, дети быстро отвлекаются, хотя стремятся к самостоятельности «я сам», но у них нет никаких знаний. умений, навыков, дети не знакомы с окружающими их предметами,нет опыта. Решение этих задач я нашла в дидактических играх, так как в дидактических играх решение требует от ребенка устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. И преодолеть их можно через занимательное обучение. Сочетаю обучающие задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например, в словесной игре «Заинька» имитация движений заиньки.

Чтобы заинтересовать детей использую элементы загадочности. Рассматриваем ее, что нарисовано на коробке. А потом говорю: догадайтесь, что в этой коробке?

Через дидактические игры знакомила детей друг с другом – по голосу, одежде: «Отгадай, кто позвал?», «Знаешь ли ты, как его (ее) зовут?» При проведении игр с детьми в младшей группе стараюсь объяснять правила игры по ходу игры.

«Собери пирамидку» объясняю правило при сборке игрушки. При проведении дидактических игр стараюсь быть эмоциональной, так как на это очень чутко реагируют дети. Чтобы игра проходила успешнее стараюсь готовить детей к игре : обязательно до игры знакомлю их с предметами, которые будут использованы. Стихотворения, потешки, используемые в игре, знаю наизусть.

Все дидактические игры можно разделить на три основные вида: игры с предметами (игрушками, настольно- печатные игры и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с их признаками. Детям младшей группы я даю предметы, ярко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания. Играя, дети приобретают умение складывать целое из частей, нанизывать шарики, кольца.

В играх с куклами формирую у детей культурно- гигиенические навыки и нравственные качества, заботливое отношение к кукле, которое переносится затем и на своих сверстников.

«Кукла Даша проснулась».

Задача: закрепить знания детей о предметах одежды : майка. трусы, платье, колготки. туфли. ; о последовательности процесса одевания, упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей. воспитывать заботливое отношение к кукле.

Игровые правила: отобрать одежду по величине куклы и положить рядом с куклой предметы одежды- большой кукле- большую одежду, маленькой – маленькую. Назвать одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

Игровые действия: поиск одежды, одевание. застегивание.

«КУКЛА Даша обедает».

дидактическая задача. закреплять знания детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила: правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы.

Игровые действия: накрыть стол для куклы. поставить посуду, поставить стул, посадить куклу.

«Кто скорее соберет?».

Дидактическая задача : учить детей собирать пирамидку, упражнять в нанизывании величины кольца.

Правила игры: нанизывание колец.

«Подбери посуду для куклы».

Дидактическая задача : закреплять знания детей о разных видах посуды, формировать умение использовать посуду по назначению, воспитывать находчивость, внимание, развивать речь.

Игровые действия: поиск посуды для работы повара, няни.

Настольно - печатные игры.

«Парные картинки».

Дидактическая задача : упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинках, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, Формировать речь, вырабатывать умения выполнять правила игры.

Игровые правила: показывать и называть одинаковую картинку;

Фото №1 Обзор методической литературы на тему Значение Фото №2 Дидактические игры дидактических игр в процессе воспитания и обучения детей

«СЛОЖИ картинку»

Дидактическая задача : учить детей в составлении целого предмета из частей, воспитывать волю, усидчивость.

Игровые действия: поиск частей, складывание частей.

Фото №3 Игра занимает в жизни дошкольников особое место Фото №4 В процессе игры ребёнок живёт Фото №5 действует как окружающие взрослые герои любимых сказок и так далее

«Чьи детки?».

Дидактическая задача : знакомить детей с домашними животными и их детенышами, кто как кричит, упражнять в правильном произношении

Игровые действия: Звукоподражание, найти детеныша и поставить рядом со взрослым животным.

Фото №6 Одним из видов игровой деятельности являются дидактические игры позволяющие шире приобщить детей к текущей жизни в доступным им формах интеллектуальной и активной практической деятельности

«Во саду ли в огороде».

Дидактическая задача : познакомить детей с овощами и фруктами, учить объединять предметы по месту их произрастания, где что растет.

Игровые правила: рассказать детям о том, что где растет, расположить овощи на огороде, фрукты на дереве.

Фото №7 Игра основная деятельность детей Фото №8 Силой воображения в игровых действиях роли особенностью перевоплощаться в образ дети создают игру

Словесные игры

«КОЗА рогатая»

Дидактическая задача6 учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово- сигнал воспитателя, воспитывать внимание.

Игровые правила: убегать только после слов забодаю. забодаю.

Только через дидактическую игру знакомлю детей с культурно- гигиеническими навыками, привлекаю к самостоятельному одеванию с помощью взрослых и раздеванию

Цель : познакомить детей с предметами одежды, обучение последовательности одевания и раздевания, на примере с куклой и быту.

Учу детей мыть руки, правильно пользоваться полотенцем знать предметы туалета, последовательность умывания. использовала схемы- алгоритмы, чтение художественной литературы. Ведь эти виды деятельности в младше возрасте занимают большую часть времени.

Составила и провела краткосрочный проект «Надо, надо умываться».

Использовала такие дидактические настольные игры.

«Поможем кукле»

Цель: знакомство детей с предметами туалета, последовательностью умывания.

Фото №9 Дети творцы настоящего и будущего в этом обаяние игры Фото №10 В каждую эпоху общественного развития дети живут тем чем живет народ Фото №11 Но окружающий мир воспринимается ребёнком по иному чем взрослыми ребенок новичок все для него полно новизны значения ребенок в игре делает открытие того что давно известно взрослому

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: Знакомить детей с предметами одежды, последовательностью одевания, активизировать словарь детей, вовлекать в разговор.

Фото №12 дети не ставят в игре каких то иных целей чем цель играть

Для ознакомления с посудой, правилами поведения за столом организовывала и провожу такие дидактические игры :

«Парные картинки»

Цель: знакомить детей с посудой, ее назначением, развивать разговорную речь детей.

Вывод: В работе с детьми дошкольниками необходимо шире использовать разнообразные дидактические игры, так как при правильной их организации можно дать детям полные, научно точные знания. Уже в младшем возрасте необходимо с детьми подводить итоги игр или другой деятельности. Подводя итоги работы, в младшей группе отмечаю только положительные стороны: играли дружно, научились делать и так далее.

Обращаю внимание детей на то, что после игр необходимо игрушки, игры убрать аккуратно на полки. Привлекаю детей к посильному труду.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения. С.

Дидактическая игра «Мухоловка» для детей дошкольного возраста Игра «Мухоловка» изготовлена из картона, для детей дошкольного возраста. Цель: закрепить представления о насекомых. Задачи: Образовательная:.

Дидактическая игра по математике для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по математике для детей дошкольного возраста Дидактическая игра по математики для детей дошкольного возраста. Вариант 1. Игра «Больше, меньше или равно». Цели: Знакомить с понятиями.

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги!Меня зовут Шамина Галина Евгеньевна, я работаю инструктором по плаванию в МБДОУ «Детский сад №458», педагогический.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста" В 2015-2018 учебном году я взяла тему по.

Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что.

Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста» Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста» Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности.

Семинар «Решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода» Текст к презентации Федеральные государственные образовательные стандарты впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране.

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Современные.

Библиотека изображений:

Публикация Дидактическая игра — школа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Боровик Валентина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактическая игра — школа воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 18:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД