Лучший педагог года

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе краеведения «Детство с Родным городом»

Татьяна Бурейшина
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе краеведения «Детство с Родным городом»

«ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ»

(опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на

основе краеведения)

Солдатова Ирина Николаевна,

Галямова Нафига Шафигулловна,

Сальникова Татьяна Николаевна,

Бурейшина Татьяна Массумовна.

МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»

Любят Родину не за то, что она велика,

а за то, что она своя.

Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе краеведения „Детство с Родным городом“» размещена в разделах

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего

поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире,

изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания

патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в

настоящее время все чаще.

В «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что

«система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан

демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского

общества.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о

родном городе, стране, особенностях. Недостаточно сформирована система работы с

семьями воспитанников по проблеме нравственно - патриотического

воспитания. Данная тема актуальна, но решается не полностью. Задача воспитания в

ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любовь к

родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине решается формально.

Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна. Решением

данной проблемы мы видим в реализации практико-ориентированного проекта,

базирующегося на краеведческом подходе.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию

гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного

образовательного учреждения.

Исходя из актуальности данного направления, в нашем детском саду был

разработан и реализован практико-ориентированный проект нравственнопатриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным

городом».

Проект нацелен на организацию педагогического процесса, способствующего

формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с

родным городом.

Задачи:

1. Создать условия для развития у детей патриотических чувств, любви и

привязанности к своей семье, дому, родному городу;

2. Предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя

маленькими горожанами, участниками жизни города;

3. Совершенствовать знания о городе, его истории и

достопримечательностями;

4. Наладить взаимодействие с родителями по приобщению детей к

приумножению и сохранению богатств родного города.

5. Реализовать систему мероприятий, направленных на повышение уровня

развития патриотических качеств.

Для того, чтобы эффективно работать над данной темой мы изучили учебнометодическую литературу по теме «Краеведение - основа воспитания патриотизма»

различных авторов, а также опыт практикующих педагогов, представленный на

интернет сайтах, разработали перспективный план (Приложение 1) по

ознакомлению с родным городом и краем с использованием краеведческого

материала. При составлении плана и выборе тем мы взяли за основу программу А. Я.

Ветохиной З. С. Дмитриенко «Нравственно - патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста» и включили краеведческий материал. При определении

содержания, технологии ознакомления детей с родным краем, проведении

экскурсий мы руководствовались методическими пособиями Н. Г. Комратовой, Л. Ф.

Грибовой «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет» Н. В. Матовой

Краеведение в детском саду. Материалы данных пособий легли в основу бесед,

занятий, целевых прогулок, экскурсий, игр.

Для развития нравственно-патриотических чувств во всех группах ДОУ

созданы патриотические центры, которые помогает познакомить детей с историей и

достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с

государственными символами города, края, страны. Материалы в центрах

сгруппированы по основным направления : «Семья, детский сад», «Родной край»,

«Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и

уважения к защитникам Отечества», «Наша Родина – Красноярский край». Это дает

возможность детям соприкоснуться с историей своего города, улицы, края, за счет

которого, у дошкольников повышается уровень знаний, развивается интерес и

уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду взрослых

разных профессий, достижениям известных людей.

Были изготовлены дидактические пособия по нравственно –

патриотическому воспитанию, созданы макеты «Детский сад», «Мой город»,

«Бабушкино подворье», альбомы климатических и природных зон с

представителями флоры и фауны, родителями и воспитанниками старшей группы

была создана «Красная книга Красноярского края». Интерьер центров украшают

куклы в национальных костюмах, а также предметы декоративно-прикладного

творчества.

Реализуя проект «Детство с родным городом» во всех группах ДОУ были

разработаны краткосрочные проекты, приуроченные к 85 – летнему юбилею

Красноярского края и 45-летнему юбилею г. Лесосибирск. В рамках данных

проектов были проведены разнообразные мероприятия, способствующие

расширению знаний воспитанию гордости за свою малую родину:

Развлечение посвященное 85-летию Красноярского края «Край родной,

навек любимый!»

Развлекательно - познавательная программа «Мы гуляем по

Лесосибирску»

Детско-родительский вечер поэзии «Воспеваю край родной»

Конкурса открыток «С днем рождения, любимый город», переросший в

акцию «Подари открытку жителям города Лесосибирск».

Также в рамках проектов были организованы:

Выставка детских работ, «Город моей мечты -Лесосибирск»

фотовыставка «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь»

Выставка детских работ, «Я и мой край

фотовыставка достопримечательностей г. Лесосибирска «Лесосибирск –

России малый уголок!»

Мини-музей «Красивый край, живи и процветай»

Экскурсии в городской музей и детскую библиотеку.

Продуктом реализации подпроектов стали открытые показы НОД, а также

изготовление Лэпбуков, семейных фотоальбомов, родословного древа и т. д.

Также в ДОУ проводятся праздники, развлечения, акции, которые

воспитывают у детей патриотические чувства и любовь к Родине, сложилась

традиция, ежегодно 12 декабря отмечать «День рождения детского сада».

Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями, они стали не

сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.

Эффективность деятельности значительно выше, когда педагоги и родители

являются партнерами, работая совместно и в одном направлении.

Родители воспитанников помогали собирать наглядный материал: книги,

фотографии, открытки, иллюстративный материал и т. д., для использования в

беседах, играх с детьми, принимали активное участие в фотовыставках, а их

совместное творчество с детьми стимулировало сплочению семьи при создании

рисунков, поделок на конкурсы нашего детского сада и города. Совместно с

родителями оформили фотовыставки: «Семьи чудесные моменты», «Я - Мамина

радость, Папино счастье». Проведена серия консультаций нравственнопатриотического воспитания : «Семья и семейные ценности», «Воспитание у детей

любви к родному краю», «Что ребенок должен знать о малой Родине».

Рекомендованы игры и тематика бесед с дошкольниками в домашних условиях. Так

же родителям был предложен «маршрут выходного дня» с рекомендациями по

доступному ознакомлению реб нка с памятниками культуры родного города.

Результаты работы с детьми по данному направлению, в течение небольшого

времени, позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького

Лесосибирца, так как, наши воспитанники научились более осознанно воспринимать

события, факты, явления социальной действительности, анализировать их.

100% детей твердо знают название города, в котором живут, и могут

безошибочно найти герб города и рассказать о нем. Об истории возникновения

нашего города имеют точные знания 91% детей, также дети имеют представление о

названии улиц города, знают по какому адресу находятся дома, в которых они живут,

детский сад, который они посещают.

Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, о

самых распространенных профессиях нашего города, о главных промышленных

предприятиях, их продукции.

Познакомить с достопримечательностями нашего города могут 79% детей,

21% - немного в этом затрудняются.

В итоге, общий уровень следующий: 84% детей имеют прочные знания о

родном городе, 16% - допускают небольшие неточности.

Подводя итог проделанной работе, можем отметить следующие результаты:

дети узнали много нового о родном городе и крае, смогли увидеть их красоту и

богатство своими глазами. В итоге дошкольники не только научились восхищаться

красотой окружающего мира, но в них удалось заложить ростки любви и чувства

гордости к родному городу и краю.

Данный вывод подтвердили и родители, которые отметили не только

возросший интерес и желание детей узнавать больше нового о городе, о

Красноярском крае, об истории памятников, улиц, известных людях города, но и то,

что сами родители стали проявлять больше интереса и внимания патриотическому

воспитанию детей.

Таким образом, тесное взаимодействие участников педагогического процесса

социализации – не только дало возможность нашему коллективу системно и

последовательно формировать у наших воспитанников «Я» - концепцию, но и

активно познавать «малую» Родину, ее природные и человеческие

достопримечательности, а также закладывать основы национальной и нравственной

культуры.

Подводя итог проделанной работе, можем отметить следующие результаты:

дети узнали много нового о родном городе и крае, смогли увидеть их красоту и

богатство своими глазами. В итоге дошкольники не только научились восхищаться

красотой окружающего мира, но в них удалось заложить ростки любви и чувства

гордости к родному городу и краю. На этом наша работа не заканчивается, ведь

впереди столько новых идей и мероприятий.

Литература:

1. А. Я. Ветохина З. С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста

2. В. Н. Матова Краеведение в детском саду

3. М. Д. Махнева"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.

4. Т. И. Доможакова Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

5. И. В. Штанько Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Данная статья опубликована в Сборнике научно-методических статей с международным участием

«Детский сад и начальная школа в современных социокультурных условиях». Выпуск 1.

Новосибирск, 2020

Публикации по теме:

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом № Тема. Программные задачи. Сентябрь. Тема. «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь». 1 НОД «Мой детский сад». Расширять ориентировку.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе краеведения «Детство с Родным городом» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Бурейшина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе краеведения «Детство с Родным городом»
Опубликовано: 12 января 2021 в 17:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД