Получи документы

Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного детства»

Любовь Петрова
Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного детства»

Л. Н. Петрова,

воспитатель,

МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида

«Шонанпыл» с. Помары

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

В связи с появлением всевозможных гаджетов все чаще дети стали узнавать и изучать мир через эти носители, в свободное время заняты просмотром мультфильмов, увлекательных видеороликов. В детском саду познавательное развитие осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, и наша цель - помочь раскрыть и увлечь детей. Помогает нам в этом детское экспериментирование.

Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного детства“» размещена в разделах

В своей работе я убедилась, что дети очень любят экспериментировать. Они получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, так как опытная деятельность может проходить во всех сферах детской деятельности : образование, игры, прогулка. Подслушав разговор детей о впечатлениях от игр в телефонах, просмотров видео по изготовлению слаймов и лизунов, я было предложено детям самим попробовать их сделать. И это было началом для наших открытий. Только сейчас поняла, что дети помогли выбрать направление для изучения детского экспериментирования, которую стала активно использовать как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Для себя я отметила, что опыты развивают у детей способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои решения, а также способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть, экспериментировать, познавать окружающий мир. Поэтому изучению и проведению опытов с водой было уделено большое внимание, которые позволили детям познакомиться со свойствами воды, с ее ценностью.

Занимательными были опыты по очистке воды, где ребята помогали бабушке Федоре спасти воду в болоте от мусора. У детей была возможность права выбора, с помощью каких предметов им очистить воду. Были предложены: ситечка, воронки, марли, ватные диски и бумага. Интересным продолжением по данной теме был «сладкий опыт» с водой, где ребятам было предложено сделать «радугу в стакане». Итогом по теме вода стал опыт с водой и крахмалом «Ньютоновская жидкость». Результат неожиданно удивил, жидкость может быть твердой и совершенно жидкой, в зависимости от того, что с ней делают.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста выбирала темы, которые могли бы увлечь и заинтересовать детей. Одним из таких занятий было «Увлекательное свойство магнита», в котором ребята многое узнали про магнит, его свойства, какие предметы он притягивает. Дети сами выбирали предметы и, поднося к магниту, делали выводы, что металлические предметы притягиваются. Для меня было приятной неожиданностью, что один из моих воспитанников сам предложил проверить действие магнита через бумагу. А задачка на сообразительность не оставила никого равнодушным, надо было перебрать в миске крупу со скрепками. Дети сами нашли пути решения проблемы, анализируя полученные знания.

Несколько занятий было посвящено теме «Удивительная соль», на которых дети познакомились с веществом – солью и ее значением в природе и жизни человека. Дети узнали, как добывают соль, определили вкус соли, ее свойства, из чего состоит соль. Был прочитан отрывок про соляной бизнес Пончика из рассказа Н. Носова «Незнайка на Луне». После накопленных представлений о свойствах, формах и видах соли дети научились использовать соль как средство для творчества.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации стала формулировать от имени сказочного героя. Например, пришло письмо от Карлсона с просьбой помочь отыскать «преступника», съевшего банку клубничного варенья, который на банке оставил отпечатки пальцев. Дети начинают думать и рассуждать, как помочь в этой ситуации. Для эксперимента мы использовали : листок белой бумаги с именем ребенка, кусочек скотча, измельченный в порошок карандашный грифель, кисточку. Ребята показали себя настоящими сыщиками. Этот же опыт дети вместе с родителями проводили дома во в апреле время карантина. Ведущая роль в этом случае принадлежала детям, они учили взрослых.

Отвечая на вопрос ребенка «Почему белые медведи не мерзнут в холодной воде?» было решено проверить это на деле. Детям было предложено опустить руки в емкость с водой и сразу же вынуть их. Руки мокрые, покрыты тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Затем дети вытирают руки и слегка смазывают кремом. Снова опускают руки в воду и вынимают. Далее дети рассуждают и делают выводы: вода уже не покрывает всю руку, она собралась каплями и, если руку встряхнуть, эти капли скатятся. Вода с руки исчезнет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

В результате проведенной работы в процессе детского экспериментирования я сделала для себя вывод: выбранные мною методы и приемы, формы работы по развитию познавательной активности и любознательности эффективны. Они помогают логически мыслить, анализировать и делать выводы, а взаимодействие с взрослым помогает детям быстрее становиться самостоятельными. Через действия, экспериментирования ребенок познает многообразие окружающего мира и открывает собственное место в нем.

Литература:

1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим м социальной действительностью. Старшая группа». – М. :ООО «Элизе Трэйдинг», 2002.

2. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников». – М. :ТЦ Сфера, 2016

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментированиеИсследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.

Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции»Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного детства»
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 22:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного детства»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Петрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД