Лучший педагог года

Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления в дошкольном возрасте

Светлана Саватеева
Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления в дошкольном возрасте

Добрый день уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление с высказывания

Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

душевной боли….

Эрих Фромм

Публикация «Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо или чему-либо.

Но что же такое детская агрессия и как она проявляется?

Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется.

Для начала я предлагаю рассмотреть основные причины детской агрессивности. Почему дети начинают себя вести неподобающим образом, откуда столько негатива, в чем источник проблем.

Первая причина это обстановка в семье.

Мы понимаем, что родители оказывают большое влияние на ребёнка и, в частности, на его поведение. Стили воспитания в семье по-разному влияют на формирование личности. Рассмотрим классификацию Э. Г. Эйдемиллера (семейного психотерапевта, который выделяет несколько травмирующих стилей воспитания:

- эмоциональное отвержение. Неприятие родителями своих детей (когда родитель относится к ребенку с пренебрежением, негативом, отторжением, постоянным недовольством в отношении ребёнка. Родители стремятся избежать тесных контактов, а при случае освободится как-нибудь от обузы. Такая обстановка может возникнуть в неблагополучных семьях (алкоголизм родителей, употребление наркотических веществ и т. д.);

- доминирующая гиперопека (чрезмерный контроль со стороны родителей. Родители полностью контролируют жизнь ребёнка, не дают ему свободы, право выбора считают, что они лучше знаю, что важно и необходимо их ребёнку);

- гипопротекция -это недостаток опеки и контроля над поведением, доходящей иногда до полной безнадзорности, часто проявляется как недостаток внимания и заботы. Такие родители безразлично относятся к своему ребёнку, им неинтересна их жизнь, они полностью заняты своей. По сути, такие дети предоставлены сами себе);

- потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний. Ребёнок требует от родителей «здесь и сейчас», не терпит отказов или, когда что-то идёт не по тому, как захотел он. Тогда ребёнок прибегает к различным методам манипуляции, а в том числе и начинает вести себя агрессивно (разбрасывать игрушки, истереть, называть бранные слова в отношении матери или отца).

Вторая причина агрессивного поведения – личностные особенности (темперамент, характер и т. д.).

Здесь мы говорим о том, что как выяснил наш российский физиолог – И. П. Павлов, реакция агрессивности является врожденной, но ее проявление зависит от типа нервной системы. Эти типы соответствуют четырем классическим типам темперамента: сангивиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Стоит отметить, что тип нервной системы относительно слабо подвержен изменениям в будущем (независимо от воспитания и окружения).

Холерики возбуждаются легко и быстро, их реакция бывает слишком эмоциональной, в ответ на чью-то выходку могут отреагировать мгновенно – накричать, стукнуть, толкнуть и т. д.

Флегматики долго терпят, но, если их достать – мало не покажется.

Сангвиники без надобности не будут проявлять агрессию, но при необходимости могут за себя постоять.

А вот впечатлительные и ранимые меланхолики постараются сделать все возможное, чтобы на них не обращали внимание, даже если их кто-то уже обидел.

Таким образом, мы с Вами понимаем, что по происхождению детская агрессия бывает различной и подход к ребёнку нужно выстраивать соответствующим образом.

Третья причина агрессивного поведения ребенка - это особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.

Давайте теперь рассмотрим более подробно, как может проявляться агрессия у детей дошкольного возраста.

Агрессия может быть вербальная и физическая.

Вербальная в первую очередь направлена на кого-то это могут быть обвинения или угрозы сверстнику, иногда и педагогу, это могут быть жалобы или демонстративные угрозы.

Физическая агрессия направлена, как правило, на нанесение материального ущерба другому через физическое воздействие. У дошкольников это может проявляться следующим образом:

- разрушение продуктов деятельности другого (ломает постройку из кубиков, конструктора, песка и т. д.);

- порча чужих вещей (ломает игрушки, бросает на пол чужую машинку и с чувством собственного достоинства наблюдает за происходящим);

- ребенок часто привлекает к себе внимание (отбирает игрушки, начинает вести себя громка, дурачиться);

- подчеркивает своё превосходство, ущемляя достижение другого ребёнка;

- применяет агрессию как защиту или месть (дети в ответ могут отвечать яркими вспышками агрессии, кусаться, драться);

- стремление всегда и везде быть главным (если попытка занять первое место (например, в строю) не удалась, то ребёнок начинает отталкивать опередившего его сверстника, хватать за волосы и т. д.);

- стремиться заполучить желаемый предмет любыми путями (могут прибегать к прямому насилию над сверстниками).

Последствия - это когда агрессия у ребенка принимает хроническую форму, подкрепляется воспитанием и семейной обстановкой, она может стать неотъемлемой частью личности ребенка – он вырастет грубым человеком, обиженным на себя, окружающих людей и мир, будет чаще других подвергаться депрессиям и стрессам. Такой человек не сможет достигнуть успеха в жизни, создать благополучную семью, построить карьеру.

Более того, агрессия может развиться в психическое расстройство и социальную дезадаптацию, тогда не исключены и неадекватное поведение и правонарушения. При аутоагрессии в дошкольном возрасте малыш наносит себе вред, а вот в возрасте подростковом такой вид поведения может стать причиной даже самоубийства.

Поэтому необходимо понимать, что агрессивным поведением ребенок как бы просит мир и взрослых о помощи, дает своеобразный сигнал бедствия о своих внутренних проблемах, которые не может решить самостоятельность. Маленький человек чувствует себя одиноким и ненужным и очень нуждается не только в понимании и ласке, но и в помощи квалифицированного психолога.

Одним из самых частых запросов, поступающих со стороны воспитателей, является запрос на работу с агрессивными детьми. И как с любым запросом работа начинается с проведения диагностики. Диагностика агрессивного поведения ребёнка может проводиться, как с ребёнком, так и с педагогами и родителями. Предлагаю вашему внимание некоторые диагностические методики для выявления агрессивности у дошкольников :

- Экспресс - анкета «Признаки агрессивности»

Лютова К. К., Монина Г. Б. ;

- АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА»

(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко);

- Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова);

- Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого». Методика А. Романова;

- Методика «Лесенка» (В. Г. Щур);

- ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «СКАЗКА» ЛУИЗЫ ДЮСС.

- Методика «Несуществующее животное»

-рисуночный тест "Моя Семья"

В ходе диагностики получаем данные о чертах характера ребенка (детей, которые подлежат коррекции. Коррекцию проводим как индивидуальную, так и групповую.

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

В своей коррекционной работе с агрессивными детьми использую следующую литературу:

- В. Я Зедгенидзе " Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников";

-М. А. Аралова Справочник психолога ДОУ;

- Коррекционная программ И. В. Ковалевой "Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста";

- С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко "Коррекционно -развивающие занятия по снижению детской агрессии"

- Чистякова М. И. «Психогимнастика»

- Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «Подушечные бои», «Выбиваем пыль», «Падающая башня», «Уходи,злость, уходи!», «Два барана», «Курицы и петух», «Ругаемся овощами».

- Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей : «Возьмите себя в руки», «Дыши и думай красиво», «Стойкий солдатик», «Солнечный зайчик».

-Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим: «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза в глаза», «Как ты сегодня себя чувствуешь?», «Классификация чувств».

-Упражнения на развитие позитивного отношения к жизни, закрепление

положительных эмоций; Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка»,«Волшебная палочка»

Так же в своей коррекционной работе использую АРТ-терапию во всех ее проявлениях (изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, музыкатерапия, мандолотерапия и т. д.) и я вам скажу, что это самый эффективный метод в моей работе. Также постоянно в своей работе использую здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж, релаксации и т. д.

Параллельно ведется работа родителями и педагогами.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:

-информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

-обучение эффективным способам общения с ребенком.

Работа с воспитателями: консультации, семинары, лекции, рекомендации, беседы и т. д.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей "Детская агрессия" В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Стихотворения для детей в возрасте от 4 до 9 лет на тему «Дела и последствия» Сколько же у детей бывает неприятностей от исполнения неизвестных дел и желаний. Мне очень не хочется, чтобы наши дети «наступали на грабли».

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления в дошкольном возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Саватеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления в дошкольном возрасте
Опубликовано: 1 марта 2023 в 18:05
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД