МААМ-картинки

Декоративно-прикладное искусство и народные ремёсла как средство воспитания любви к Родине

Жанна Матвеева
Декоративно-прикладное искусство и народные ремёсла как средство воспитания любви к Родине

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Публикация «Декоративно-прикладное искусство и народные ремёсла как средство воспитания любви к Родине» размещена в разделах

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Наше исконное творчество — ярчайшее проявление старинной культуры. История русского народного декоративно-прикладного искусства укладывается в тысячелетия, сколько существует на планете человечество. Наши промыслы не имеют дублей и повторов в мире, ведь Русь издревле славится уникальными людьми, делающими культуру России неповторимой. Через такое искусство можно проследить удивительную взаимосвязь прошлого с современными традициями.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Через родную песню, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

При знакомстве детей с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. Формирование целостных представлений о русской национальной культуре обеспечивается на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит видеть детей и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии. У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Необходимо показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организованно восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты.

Вот некоторые виды декоративно-прикладного искусства, которые мы изучаем с детьми: золотая хохлома, гжель, городецкая, жостовская роспись, дымковская игрушка, матрешка.

У нас в группе есть уголок, где есть возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами: куклы в национальных костюмах, дети с интересом рассматривают национальную одежду на куклах. Рассказываем детям об убранстве русской избы, о предметах, их назначении, рассматриваем иллюстрации, видеоматериал, альбомы - папки: «Моя Родина – моя Россия», «Русские национальные костюмы», «Русские национальные инструменты», «Ювелирные украшение», «Русская национальная кухня». Все изделия декоративно - прикладного искусства - национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения, которые видят дети, вызывают у них неподдельный интерес, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычай, передаваемые из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное. В национальном уголке для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родной страны, определенному народу, его национальным традициям.

Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, «Одень куклу в национальный костюм».

Творческий процесс вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

На занятии по лепке дети становились мастерами - ремесленниками изготавливали предметы быта русского народа. Это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, дети выполняют небольшие украшения (бусы, броши для кукол, сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. На аппликации дети работали шаблоном, оформляли народным орнаментом свои работы, украшали платки, ковры, матрешек. Для организации игровых и сюрпризных моментов, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности в гости приходит кукла в русском национальном костюме.

Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки, обогащая представление об окружающем мире. Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребёнка. Однако, всё это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами ДПИ, в результате чего дети создают свои декоративные работы : игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов. Предметы прикладного искусства народов России могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для всестороннего воспитания каждого ребёнка. Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.

Формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя и дошкольников, с использованием различным методов, приемом и средств педагогического воздействия на детей. Воспитание любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своей стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств, как уважение, гордость и отзывчивость. Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой своей Родины.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Фотоотчёт об интегрированных занятиях в старших и подготовительных группах «Декоративно-прикладное искусство России»Фотоотчёт об интегрированных занятиях в старших и подготовительных группах «Декоративно-прикладное искусство России» Фотоотчёт об интегрированных занятиях в старших и подготовительных группах «Декоративно-прикладное искусство России» В рамках годового.

Итоговое развлечение «Ярмарка мастеров» по проекту «Декоративно-прикладное искусство» (старше-подготовительная группа) МКОУ «Повенецкая СОШ» (дошкольные группы). Воспитатели: Л. А. Артемьева, Л. И. Бирюкова итоговое занятие- развлечение по проекту «декоративно.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство»Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Занятие проводится в рамках проекта "Школа.

Библиотека изображений:

Публикация Декоративно-прикладное искусство и народные ремёсла как средство воспитания любви к Родине (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Жанна Матвеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство и народные ремёсла как средство воспитания любви к Родине
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 18:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД