Папки-передвижки

Консультация «Что такое память? Как она меняется и развивается у детей дошкольного возраста»

Елена Зубарева
Консультация «Что такое память? Как она меняется и развивается у детей дошкольного возраста»

Познание начинается с ощущений и восприятий, но не заканчивается ими. Среди других, более сложных познавательных процессов особое место занимает память. Память в психологии обычно определяют как отражение объективной действительности, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте.

Это удивительное свойство человеческого сознания играет в жизни огромную роль. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство его психики. Не зря её воспевали ещё древние греки, считавшие, что богиня памяти Мнемозина является матерью 9 муз науки и искусств.

Публикация «Консультация „Что такое память? Как она меняется и развивается у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Как же развивается память? Каковы её особенности в дошкольном возрасте?

В дошкольные годы, как и в раннем возрасте, память носит в основном не произвольный, непреднамеренный характер. Бросается в глаза и такая особенность памяти дошкольника, как конкретность, наглядность её. Ребёнок лучше запоминает то, что сам видел, с чем играл, нежели то о чём рассказывали ему. «Память ребёнка – это его интерес», – справедливо говорят психологи. У дошкольников можно заметить проявление разных видов памяти; однако наиболее развита в этом возрасте двигательная память, образная, эмоциональная слабее – словесная. Уже в дошкольные годы, как показывают психологические исследования, совершается переход от непроизвольного запоминания и припоминания к преднамеренному, ребёнок овладевает собственно мнимичной деятельностью, которая продолжает совершенствоваться в школьном возрасте. Научиться осознанно управлять ею ребёнку помогает взрослый. В начале он, а затем уже сам ребёнок выделяет мнимическую цель, используя специальные приёмы, облегчающие запоминание и припоминание (загибание пальцев, проговаривание про себя, откладывание вспомогательных картинок). Однако самостоятельно дошкольник это делает лишь в ситуациях, требующих от него активного запоминания, когда он должен выполнить какое-то «важное» поручение и получить значимый для него результат.

Когда речь идёт о детской памяти, то не редко высказывается мысль о том, что дошкольнику свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь по «ассоциации». Да, способность к механическому запоминанию у него велика. Однако практика и экспериментальные исследования психологов показывают, что детям дошкольного возраста доступна не только механическая, но и элементы логического запоминания. Оно возникает при запоминании понятного им содержания; легче и чаще всего обнаруживается в пересказах знакомых сказок, рассказов. Иногда дети произвольно меняют последовательность не нарушая основной логики изложения; могут оперировать смыслом, сохраняя основу содержания, упускать подробности, при этом добавляя что-то своё что именно упустят, что добавят, во многом зависит от непосредственного отношения ребёнка к героям художественного произведения. При положительном отношении многое «плохое», связанное с героем, забывается ими, зато вводятся подробности усиливающие его положительные стороны.

Решающее значение в формировании логической памяти у дошкольников имеет вторая сигнальная система, включения слова в процесс запоминания.

За период дошкольного детства память ребёнка под влиянием изменяющихся условий жизни и воспитания интенсивно развивается.

Игры для развития памяти.

«Что из чего состоит»

Стул состоит из спинки, сидения, ножек.

Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.

«Я знаю пять имён»

Ребёнок хлопает в ладоши – Таня, София, Матвей, Богдан, Даня, Тима.

Называть можно не только имена – называть можно не только имена, названия цветов, посуды, мебели и т. д.

«Консервируем»

Скажите ребёнку, что у него есть 3-х литровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мороженое и т. д.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 летДидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 лет Дидактическая игра по экологии для дошкольников. «Что такое хорошо и что такое плохо» (возраст детей 6-7 лет) Выполнила: воспитатель, МОУ.

Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Что такое дружба?» Цель. Обогащать лексику синонимами,эпитетами; учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией; активизировать.

Конспект беседы «Что такое Пасха?» с детьми дошкольного возрастаКонспект беседы «Что такое Пасха?» с детьми дошкольного возраста Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект НОД по развитию речи «Что такое доброта» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по развитию речи "Что такое доброта"[/h3] Авторы: Чернявская Н. Ф., Слободянская Е. И., Гаджиева Т. А. Цель: -уточнить значение.

Консультация для педагогов дошкольного звена «Что такое квиз»Консультация для педагогов дошкольного звена «Что такое квиз» Нескучные игры для детей и взрослых Жизнь не стоит на месте и предлагает всё новые и новые способы коммуникаций, форм познания окружающего.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память - это способность.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха»Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха» Возраст детей – 5- 6 лет Форма проведения ОД: Познавательно-игровая Приоритетные ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально.

Сценарий развлечения «Что такое дружба?», для детей старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения" Что такое дружба?", для детей старшего дошкольного возраста Дети стоят около стульчиков и читают стихи. 1. У каждого.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Что такое память? Как она меняется и развивается у детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Зубарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Что такое память? Как она меняется и развивается у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 июля 2022 в 13:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД