МААМ-картинки

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как исход не корректного воспитания. Коррекция его поведения

Гобозова Оксана Омаровна
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как исход не корректного воспитания. Коррекция его поведения

РЮО г. Цхинвал

ДОУ №2 «Золотой ключик»

Статья на тему: «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как исход не корректного воспитания. Коррекция его поведения».

Автор: Воспитатель Гобозова О. О

Публикация «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как исход не корректного воспитания, Коррекция его поведения» размещена в разделах

Аннотация: В этой работе освящаются причины агрессивного поведения дошкольников, о том как реагировать на агрессивное поведение ребенка, способы коррекции и минимизация всплесков агрессии.

Ключевые слова: агрессия, реакция, дошкольники, коррекция и минимизация.

В норме эмоциональная сфера ребенка отмечается жизнеспособность радостностью, бодростью, оптимизмом. Именно такой эмоциональный фон, дает ребё нку основные постулаты взрослой жизни: ее самоуважения, уверенности, веры в свои силы, инициативности. Ребенок находящийся в подавленном и раздруженном состоянии, быстро устаёт или, наоборот, не может успокоиться, проявляет гиперреактивность, ведет себя робко, плаксиво, капризно, что не очень благоприятно влияет на эмоциональную зрелость ребенка, что влияет на развитие ребенка в обществе, как личности.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Это проявление внутреннего дискомфорта ребёнка, и бурным протестом, он пытается чаще всего привлечь внимание к своей персоне.

Свою долю вносят и СМИ, кино- и видео индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия, дети чувствуют себя «супер героем», где сделав трюк или причинив вреда, отсутствует последствие.

Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются с сверстниками и взрослыми, целенаправленно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых, часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках, часто сердятся и прибегают к дракам. О ребенке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявились хотя бы четыре из вышеперечисленных признаков, можно говорить, что он обладает агрессивностью, как качеством его личности.

Выделяют следующие факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности :

1. Семейные факторы:

- Безразличие или агрессивность со стороны родителей —тяжело бывает детям, родители которым безразлично относятся к детям.

- Отсутствие эмоциональных связей в семье —возникает когда семья в постоянных ссорах.

-Не восприятие ребёнка как личности — агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями.

-Полный контроль или наоборот, его отсутствие — гиперопека не менее вредна, так же как и гип опека.

2. Личные факторы:

- Когда ребёнок ожидает опасность – ребёнок, часто встречающий не справедливость, будет настороженно реагировать на людей. Он чувствует себя не уверенно,

- Эмоциональная нестабильность — до 7 лет многие дети эмоционально не стабильны, которые взрослые часто называют капризами. Родитель должен понимать, что это может быть причиной плохого самочувствия или боулинга со стороны сверстников.

- Недовольство собой — Для ребенка жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно. Ребенок без проявления любви, со стороны родителей, чувствует себя не полноценным, думает, что он не достоин любви от родителей.

3. Ситуативные факторы:

- Переутомление — возникающие в следствии недосыпа из-за гаджетов или длительных игр до поздней ночи.

- Факторы пищевого поведения- насильственное питание, когда заставляют ребенка кушать насильно, применяя угрозы и шантаж.

- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

Коррекционная работа с агрессивными детьми направленна на своевременный выход ребенка из агрессивного состояния (эмоциональный катарсис, и на повышение самооценки, и на развитие коммуникативных навыков, а в большей степени на преодоление внутренней изоляции, на повышение смелости ребенка в здоровом общении.

Разработаны и используются следующие способы реагирования в случае агрессивных проявлений :

Главное, это спокойно реагировать на ребенка в случае не значительного агрессивного проявления.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно …», переключение внимания ребенка, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки «, позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Снижение напряжения ситуации.

Основная задача, сталкивающегося с детской агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Не правильно со стороны взрослого: повышение голоса, изменение тона на угрожающий, демонстрация власти, насмешки, высмеивание и передразнивание, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу – это самое страшное, по моему мнению, что может услышать ребенок, в глазах родителей, ребенок скорее всего, в глубине души, будет считать себя не полноценным.

Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», но в беседе с глазу на глаз показать истину.

Обсудить проступок с глазу на глаз.

Обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно обсудить последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для него самого.

Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности.

Проводить чёткую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение. Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребёнком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); задавание констатирующего вопроса («Ты злишься?», раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?», обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит», апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.

Родителям и специалистам необходимо контролировать свои слова и поведение с ребенком. Когда взрослый умеет управлять собой, дети это видят, а как мы знаем, дети всегда повторяют поведение взрослых.

У нас есть два пути: любовь и миролюбие или поиск социально приемлемых форм выхода агрессии для детей. Какой из них выбрать – решать самим взрослым. Но и в том и в другом случае нужно помнить, что помогать — не значит отвечать насилием на насилие.

Подавление агрессивных импульсов, опасно для психического и физического здоровья ребенка. Поэтому нужно научить малыша выражать свои негативные чувства любым социально приемлемым способом: рукоделие, спорт, рисование; с помощью игрушек, наконец.

Один из важных методов — научить ребенка переводить чувства из действия в вербальную плоскость. Умение говорить о своих чувствах, а не сразу лезть в драку — важнейший навык. К тому же, родителям тоже будет легче, если малыш научиться объяснять на словах, почему он обижен или рассержен. Без разговора между ребенком и взрослым, эти методы не работают, должен быть «мостик доверия».

Коррекция агрессивного поведения дошкольников

Агрессивные дети в силу особенностей своего характера обладают довольно ограниченным набором реакций на неприятную ситуацию. Как правило, дети в таких ситуация придерживаются силовых моделей поведения, которые они считают обычной обороной.

Агрессивный ребенок слабо осознает собственные эмоции и игнорирует эмоции окружающих. Развитие апатии является важнейшим моментом в деле коррекции агрессивного поведения.

Важная ошибка, которую допускают во время коррекции агрессивного поведения младших школьников — это «публичные выговоры». О проступке ребенка нужно разговаривать исключительно с глазу на глаз, без участия класса или любой другой социальной группы. В беседе нужно избегать эмоционально окрашенных слов («стыдно» и тому подобные).

Ребенка нужно поощрять и не забывать хвалить. Когда ребенок реагирует должным образом, нужно закреплять это похвалой. Но не дежурным «Ты хороший мальчик», дети чувствуют фальшь. Ваша похвала, как и эмоция, должна быть искренней.

Занятия по коррекции агрессивного поведения, необходимо проводить не реже одного раза в неделю. Продолжительность занятий с дошкольниками — не более сорока минут.

Гнев происходит из слабого контроля над своими эмоциями (или полного отсутствия такого контроля, поэтому при коррекции агрессивного поведения необходимо сформировать навыки само регуляции и контролирования агрессии.

Агрессивные дети являются наиболее осуждаемыми и отвергаемыми среди взрослых. Непонимание причин детского гнева и агрессии приводят взрослых к открытой неприязни и неприятию таких детей. Но нормальный контакт со взрослым — базовое условие коррекции агрессивного поведения.

Психологами широко используется ряд упражнений на контроль гнева и коррекцию агрессивного поведения. Вот несколько из них:

- комкать и рвать бумагу; на этой бумаге, кстати, можно написать все негативные слова, которые хочется сказать;

- срывать агрессию на «подушке для битья»;

- громко орать, используя «рупор», сделанный из большого листа бумаги;

- топать ногами или пинать какую-нибудь консервную банку;

- вминать пластилин в картонку или доску;

- в домашних ситуациях можно использовать водяной пистолет или, например, надувные дубинки.

Конечно, такие упражнения — лишь методы «быстрого реагирования» и по сути достаточно поверхностны. Для того чтобы коррекция агрессивного поведения была эффективной и успешной, недостаточно использовать только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать проблемную ситуацию в целом.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1985. – 174 с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.

3. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с.

4. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселово. – М., 1989. – 340 с.

5. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 2007.

6. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

7. Общая и социальная психология – Издательство «Норма», 2018.

8. Социальная психология дошкольника - Издательство «Мозаика-Синтез», 2016.

9. Московкина А. Г., Пахомова Е. В., Абрамова А. В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология - № 3. - 1997, С. 38.

10. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя /Сост. Н. А. Подымав, Л. С. Подомовая. – Курск: ГПУ, 1996. – С. 56 -57.

11. Сошниковая Н. Г. Отношение студентов педагогических вузов к проблемам специального образования // Дефектология - № 7. - 2002, С. 64.

12. ЯндоваТ. И. Психологический анализ самооценки учителя - дефектолога // Дефектология - № 5. - 2000, С. 40.

13. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми / К. Бюттер. – М. : Педагогика, 1991. – 122 с.

14. Кузнецова Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа. – 1999. – N 3. – С. 24-26.

15. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : Речь, 2001. – 190 с.

16. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 125 с.

17. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 81-88.

18. Реан А. А. Агрессия и агрессивная личность / А. А. Реан. – СПб., 1996.

19. Семенако С. П. Пути преодоления детской агрессивности // Педагогический вестник. – 2000. – № 3. – С. 10.

20. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения при пожаре» «Правила поведения при пожаре» Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как исход не корректного воспитания. Коррекция его поведения
Опубликовано: 5 октября 2023 в 17:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД